Десять добродетелей по Паисию Величковскому

Mar 04, 2013 13:12


О вере

Первая добродетель - вера,  ибо верою и горы подставляют,  и все,  что хотят, получат, сказал Господь. Всякий во всех славных и дивных делах верою своею утверждается. От произволения нашего вера или уменьшается или увеличивается.

О любви

Вторая добродетель - нелицемерная любовь к Богу и людям. Любовь обнимает и связывает воедино все добродетели. Одною любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается. Любовь состоит в том, чтобы полагать душу свою за друга своего, и чего себе не хочешь, того другом не твори. Любви ради Сын Божий вочеловечился. Пребывающий в любви в Боге пребывает; где любовь, там и Бог.


О посте

Третья добродетель - пост.  Постом  называю вкушение однажды  днем  мало - еще будучи алчным, вставать от трапезы; пищею иметь хлеб и соль, питьем же - воду, которую сами собою доставляют источники. Вот царский путь принятия пищи,  то есть многие спаслись этим путем - так сказали святые отцы. Воздерживаться от пищи день, два, три, четыре, пять и седмицу не всегда может человек, а чтобы на каждый день вкушать хлеб и пить воду так всегда может. Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движениям чувствительно, и телесные страсти победятся; пост не может умертвить так страстей телесных, как умертвляет скудная пища. Некоторые же временем постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности и ищут сладких кушаний и покоя для укрепления тела, так поступать то же значит, что созидать, а потом опять разорять; так как тело чрез скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешения; и сласти возжигают страсти. Если же кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Однако же относительно количества пищи должно «только установить, сколько нужно для укрепления сил; таковой может совершить всякое духовное дело. Если же кто больше того постится, то в другое время предается покою. Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру - в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую пещь употребляли по определенному умеренному уставу. Поэтому святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всяк день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объедения? Никак. Такое неумеренное начинание происходит или от тщеславия, или от безрассудности; тогда как воздержание - одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранение от скверных помышлений и блудной похоти; на каждый же день вкушать со скудностью бывает средством к совершенству, как говорят некоторые; и нисколько не унизится нравственно и не потерпит вреда душевного, кто вкушает на каждый день в определенный час, таковых похваляет святой Феодор Студийский в поучении на пяток первой седмицы Великого поста, где он приносит в подтверждение слова святых богоносных отцов и Самого Господа. Так и должно поступать нам. Господь претерпел продолжительный пост; равно Моисей и Илья, но однажды. И другие некоторые, иногда прося что-нибудь у Творца, налагали на себя некоторое время пост, но сообразно с законами естественными и учением божественного Писания. Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находиться в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не приводить в бездеятельность тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытости принимать пищу, невзирая На других подвижников - много или мало кто постится; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель- своя совесть. Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск. Итак, хорошо узнавши свою меру, принимай пищу однажды на каждый день, кроме суббот, недель и владычных праздников. Умеренный и разумный пост - основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змеем бороться, так должно с врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать: как дышать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех.

О воздержании

Четвертая добродетель - воздержание - матерь  и  союз всех добродетелей  Если удержишь чрево, войдешь в рай, ибо воздержание есть убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ. Напротив, пресыщение лишает человека духовного дарования, потому что сытость чрева ко сну клонит его и возбуждает в нем скверные помыслы, и он не может совершать бдение, ни чтением, ни рукоделием заниматься и никакого другого доброго дела исполнять. Легко, прекрасно, трезво и жажду утоляющее для питания - хлеб и вода теплая. Без теплой воды у постника ссыхается желудок и затруднительно бывает испражнение; а хлеб или сухари, распаренные в кипяченой воде, или толокно житное, или кисель скоро перевариваются; последи особенно подходящая пища во время праздника или вечери. Четыре чина вкушения пищи: пост, воздержание, доволь и сытость. Если кто удержит чрево не лишится райского пребывания; кто же не удержит, тот - добыча смерти, всех добродетелей лишается и бывает поруган.


О бдении

Пятая добродетель - бдение. С рассуждением в меру новоначальным инокам должно половину ночи бодрствовать и половину ночи до утра спать, то есть шесть часов бодрствовать и шесть или пять часов спать. Средних мера четыре или три часа спать и восемь бодрствовать. Совершенных же - один час спать, а остальные - всенощное стояние и внимательное бодрствование. Среди дня все должны спать один час. Бдение с рассуждением очищает ум от рассеяния помыслов, делает его легким и вводит в молитву. Как чувственные глаза просвещают тело и все члены его освещают, так неусыпное внимание и бодрствование просвещает душу духовным зрением, ибо напоминает человеку о неизреченных благах, которые уготовал Господь любящим Его,  показывает муки вечные, уготованные грешникам; и человек бодрствующий удивляется Творцу всегда, как переменяются день и ночь, как светит солнце, луна и звезды, как сменяется мороз, снег, зной, гром, дождь; напоминает человеку о преходящей жизни века сего, о кончине смертной и извлекает у него обильные слезы и, как сторож на высоком месте, освещает ясно духовному оку состояние человека, как он живет - правым или неправым путем. Мерное бдение веселит сердце.



О молитве Иисусовой

Шестая добродетель - молитва Иисусова. Это - общее дело у человека с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию. Молитва - источник всякому доброму делу и добродетелям и отгоняет от человека тьму страстей. Приобрети ее, и будет душа твоя прежде смерти равноангельною. Молитва есть божественное веселие. Это единственный драгоценный меч; нет иного такого оружия, которое бы более ее посекало бесов; она опаляет их, как огонь опаляет терние. Эта молитва как огонь разжигает всего человека и приносит ему невыразимую радость и веселие, так что он от радости и сладости забывает об этой жизни и все во веке сем считает за сор и пепел.

О смирении и смиренномудрии

Седьмая  добродетель - смирение   и  смиренномудрие.   Смирение   сердечное без труда спасает человека старого, больного, убогого,  нищего и необразованного; ради него прощаются все согрешения; оно от самой бездны греховной возводит человека. Через смиренномудрие все вражеские сети и замыслы разрушаются, и оно укореняет жизнь духовную и соблюдает от падения.

О безмолвии и молчании
Восьмая добродетель - безмолвие, то есть удаление от всякого житейского попечения и смущения или безответное молчание среди многолюдства. Обуздавший и сдерживающий свой язык - и все тело свое воздержит. Воздержанный на язык избежит и всякого зла, происходящего от него. Язык - неудержимое зло; многие пали от острия меча, но не так, как от языка своего, ибо язык - обоюдоострый меч, невидимо закалывающий душу и тело пустословящих всегда в праздных сборищах. О, язык,- враг праведности моей! О, язык,- пагубник мой и дух сатанинский! Ибо многим трудом созидает человек духовное здание (спасение), а ты, язык, одним словом, в один час разрушаешь его и уничтожаешь. Мудрый муж безмолвие водит.

О нестяжательности

Девятая добродетель - нестяжательность вещей и крайняя нищета. Нестяжательный  монах,  как орел  высокопарный,  пребывает неуловим  никакою тщеславною сетью века сего и неуязвим. Бежим, бежим от сребролюбия и прочих вещей, как от льва рыкающего, ибо оно прелагает кротость и смирение человека в немилостивый гнев и злопамятство и делает лютым зверем.

О рассуждении

Десятая добродетель - рассуждение, благорассмотрительное во всяком деле; потому что безрассуждение и добро приводит к злу и посему бывает недобром. Без этих выше указанных десяти добродетелей невозможно спастись. Отцы святые разъясняли о них в различных обширных беседах; здесь же о них сказано кратко. Три из сих добродетелей: во-первых, пост, то есть воздержание рассудительное и неизменное; во-вторых, непрестанное упражнение в поучении Божественных Писаний с бдением рассудительным, то есть по совести, силе и бодрости каждого; и в-третьих, молитва Иисусова разумная, то есть со вниманием ума к словам молитвы и внутренним хранением сердца,- эти добродетели, суть самые основательные, должны исполняться разумно - перед лицом и ради Бога без всякого лицемерия, человекоугодия и тщеславия; иначе исполняющий Их ничем не отличается от неисполняющего. Лучше оставить ту добродетель, Через которую мы произвольно высокоумствуем,- награда подается не столько за труды, сколько ради смирения. Лучше быть согрешающим и кающимся, чем исправляющимся и возносящимся. Господь Бог да вразумит и утвердит нас совершать волю Его и священные заповеди и добродетели, Ему же слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Previous post Next post
Up