"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!".." или время включать мозг.

Mar 01, 2013 13:24

Сразу хочу отметить, что вопрос, звучащий в конце статьи, поставлен риторически. Я универсального ответа на него не знаю. Это каждый решает сам для себя.
---------------------------------------------------------------------------------------

К сожалению, изучение Ветхого Завета не пользуется большой популярностью среди христиан. Находятся даже такие, кто находит это вредным. Якобы, там речь идет "совсем о другом".
Позволю себе не согласиться. Там многое очень даже о "том самом".
Если воспринимать то, что содержат книги Ветхого Завета исключительно как историю еврейского народа, тогда согласиться можно было бы.
Но если увидеть в нем аллегорический рассказ-подсказку об истории и правилах для народа, избранного Богом, тогда все выглядит совсем по-другому.
До Боговоплоощения таким избранным ("святым") народом бвл народ израильский. Кстати, "Израиль", на иврите женского рода. Как и название любой страны.
Если это учесть и аллегорически воспринимать ИзраИль, как избранную Богом невесту или наложницу, тогда становятся понятными жесткие требования сохранения чистоты, выраженные в подробной детализации внешнего поведения, диктуемые Торой - верхозаветным Законом.
Вот и апостол Павел говорит: "Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника". (Гал.3:19)
Пришествие семени состоялось в Боговоплощении и в результате этого действия родилась Дочь - Церковь Христова.

Ветхозаветные израильтяне не воспринимают Бога, как отца, для них он скорее Господин. И если для матери - жесткий Закон, то для Дочери - Благодать, заповеди, носящие скорее характер отеческих наставлений и советов: - чтобы не убивать, не гневайся, а чтобы не гневаться - не осуждай, не завидуй. А если не получается не завидовать - подумай, а зечем тебе-то это надо? Просят - отдай. Я дам тебе гораздо больше. "Собирайте сокровища на небесах".
В конце концов, что ты за это цепляешься? ведь всего того, о  потере чего ты сейчас так горько сокрушаешься, ты и так скоро лишишься. Стоит ли переживать? Раздай все это и иди ко Мне. Войди в народ Мой.

А этим избранным народом теперь, после Боговоплощения и освящения Новорожденной Церкви на Пятидесятницу,  являются члены этой Церкви, христиане.
И, скорее всего, границы этой Церкви формализованы не так уж четко. "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники". (Гал.3:28,29). Наверняка, принадлежность к какой-то определенной религиозной группе вовсе не гарантирует того, что ты - Христов.
И между прочим, - не было такой четкой границы и у ветхозаветного избранного народа. Вместе с Моисеем из Египта вышли не только евреи: "и отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое" (Исх.12:37,38) .
В то же время не все "генетические" потомки Авраама, Исаака и Иакова могли быть причтены к народу Израилеву, как народу Божьему:
"И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;" (Исх.30:11,12).
Иудейские толкователи (которые накопили большрй опыт детальнейшего изучения текста Писания) трактуют это так, что подсчет должен вестись не по головам, а по выкупам.
Мне кажется, что это не просто призыв всех "внести шекели (сикли) в кассу", но требование исключения из подсчета тех, кто эту плату не вносит. чтобы не было "язвы губительной" в подсчетах. Чтобы статистика была достоверной.
О том, что не все евреи являются избранным народом, мне кажется, говорит и тот факт, что Господь не идет "посреди них": "ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива. Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана." (Исх.33:3-7)
Моисей выносит скинию за пределы стана, "снимая украшение с народа". И теперь не всякий приходит сюда, но только - "ищущий Господа".
Остальные идут по пустыне "за компанию". Тот, кто не "выходит за стан", не "приходит" к Господу, не приносит Ему "выкупа", тот входит в состав "язвы губительной", поэтому и повелевает Господь не учитывать таких людей в составе Его народа.
Правда,  никто не лишает их права "принести выкуп" и тоже быть включенными в подсчет "по выкупам"

В наши новозаветные время для членов Церкви, как Тела Христова, "ветхозаветный закон не писан" и такие жесткие формальные требования не предъявляеются, однако, подсчет тоже ведется не "по головам": "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное...," (Матф.7:21)
Народу Израильскому было проще. Критерии оценки твоего соответствия были ясны и  понятны -  все прописано в законе. Заплати выкуп - и тебя "посчитали".
У нас все гораздо сложнее, потому что, за свободу приходится платить, если нет обязанности платить формальный выкуп, тогда возникает вопрос: "А что делать?"
Со всех сторон предлагаются самые разнообразные варианты: от усиленного социального служения до круглосуточного простаивания в храме перед иконами. От "только любовь" до "только молитва". Где-то посредине находится вариант "только то, что .батюшка скажет".
Но ответственность за правильно сделанный выбор переложить ни на кого не удастся, потому что она все равно остается за тобой. Даже, если ты сознательно идешь на полное подчинение какому-то наставнику, или церковному  Преданию, ты все равно предварительно сделал "выбор" - кому подчиниться.
Особенно это актуально сейчас, когда даже невооруженным взглядом видно, как "над седой равниной моря ветер тучи собирает" и маловероятно, что структуры типа церковной организации, гордо именующей мебя "православной", созданной под совершенно конкретные условия Византийской или Российской империй, сохранятся в прежних формах в новых условиях.

Куда бедному христьянину податься?

Разогнать дрему стереотипов (это же и есть пресловутая "прелесть") и начать думать над этим вопросом может любой. Точнее - почти любой.
Мне вот понравился образ, используемый американским проповедником Кентом Ховиндом (борцом с теорией эволюции). Он говорит, что существует прибор, который позволяет безошибочно определить, может ли человек спастись. И этот прибор вполне доступен. Он присутствует практически в каждой женской сумочке. Это - зеркало.
Если поднести его к губам человека и зеркало запотеет- значит шанс у него есть.
А если не запотеет, пиши пропало.

Есть, конечно очень большая группа людей, которые вопросом "что делать?" и не озабочены вовсе (даже если при этом они считают себя христианами). Их даже такой такой сильный аргумент, как "память о смерти" не очень волнует. Потому, что им некогда, у них есть более важные дела:
"Она хотела даже повеситься,
но - институт, экзамены, сессия..."

Правда, это уже совсем другая история...
Previous post Next post
Up