Взгляд на проблемы отечественной авиации через статью во «Взгляде»

May 24, 2019 15:33




Иллюстрация с сайта collectionerus.ru
Во «Взгляде» вышла статья под событие: с линий уходит легендарный советский тип - Ту-134. Прямо сходу противопоставляется «успешность Ту-134» и «многострадальность RRJ-95», причём далее по тексту содержательного разбора вы не найдёте. Может, рассчитано на того, кто привык читать заголовок и абзац-другой за ним? Но давайте всё же доберёмся до конца.

Стоит отметить, что автор фокусируется на характеристиках машин, пытаясь вывести за скобки то, что выводить нельзя, если, конечно, всерьёз намерен разобраться «как мы до жизни такой дошли». А дошли мы до практически полного уничтожения нашего авиапрома, и с этим фактом спорить сейчас может лишь совсем изысканный человек.

Линейные пассажирские самолёты - всегда часть системы воздушных перевозок. Такая система непомерно капиталоёмка, масштабна и сложна (вопросы науки, производства, кооперации, кадров и т.д.) и потому всегда зависит от государственной политики. Последняя определяется типом сложившихся в стране отношений.

Автор пишет про экологию, дескать, загубила такой проект. Но этот массовый советский тип вместе с легендарным КБ сгубила не экология - сгубили их общие изменения 1991 года! Машина в гибкой системе целостного советского планирования (с приоритетами на безопасность и пассажиропоток) и машина в системе конкурентной рыночной борьбы на уничтожение (приоритет на снижение издержек и извлечение прибыли из всего возможного и невозможного) - это две большие разницы.

Нельзя в лоб сравнивать Ту-134 и Б737, в авиации есть понятие лётной годности. Если эксплуатируешь на износ - можешь и за 15 лет ресурс выработать. Да, Ту-134 выведены лишь с коммерчеких линий, но машины до сих пор на крыле, можно глянуть, например, тут.

Про катастрофы у автора получилось так: «Показательно и то, что из 78 потерянных при различных обстоятельствах Ту-134 практически ни один не погиб из-за собственной неисправности» - «Практически на счет самой конструкции Ту-134 можно отнести лишь неполный десяток катастроф». Чем-то напомнило известную сцену с письмом из м/ф «Простоквашино».

Далее, «такие уникальные показатели надежности Ту-134 были достигнуты отнюдь не случайно» -  сложно не согласиться, ровно как и не случайно были достигнуты «конкурентами» схожие по «уникальности» показатели. Для авиации с её высокой степенью риска характерно резервирование: что у нас, что у них. Поэтому журналистские эпитеты вроде «глобальное резервирование» - штука сомнительная.

Не стоило, с моей т.з., особого акцентировать и на боковом ветре: автором не учтён коэф.сцепления, например, для RRJ-95 это 18м/с при Ксц=0,55 (в сертификате), для Ту-134 при том же коэф. - 15м/с. Для Ту-204, Ту-214 - 15м/с при Ксц=0.6, а у упомянутого Ту-334 по состоянию работ на 2004г - 10 м/с.

Автор оценивает необходимость в самолётах этого класса так: «ближнемагистральный и среднемагистральный самолет - это самая массовая «рабочая лошадка» гражданской авиации», но, если проанализировать современные российские тенденции, то картина совершенно иная. Это дополнительно доказывает сжимающийся в мировом масштабе рынок региональных самолётов (см. заказы на соответствующие новые машины). Короче говоря, утром система воздушного сообщения - вечером запрос на региональные лайнеры. А пока «уваааажаемые россияне» из Нижнего в Казань через Москву летают...

RRJ-95 - машина мирового уровня, позволившая собрать коллектив и сохранить компетенцию авиапроизводителя (разработка, испытания, сертификация, серийное производство). Коллектив собирали по всем КБ, в том числе и туполевцы участвовали в разработке, теперь многие ушли на МС-21. Что пока не получилось - постпродажная поддержка и «замещение» (хоть импорто-, хоть не импорто-) в узких местах (например, двигатели). Проблема видится в том, что это крайне капиталоёмкое и ответственное (!) мероприятие, которое мало интересно современным сверхэффективным гос.менеджерам в РФ, т.к. «не сулит больших барышей» (Н.Носов).

PS такое ощущение, что автор получил задачу на прославление легендарного Ту-134 (двумя руками поддерживаю), но исполнил как мог, при этом пнув один из немногих технически успешных проектов современной РФ (тут ешё и уши Ту-334, а значит известных в узком кругу лоббистов, ясно просматриваются). И зачем-то приплёл катастрофу в Шереметьево, хотя даже предварительного отчёта по ней нет.

rrj-95, Авиация, Суперджет, Ту-134

Previous post Next post
Up