Оригинал взят у
yukaz_yurist в
Нововведение обернется уходом в тень 20% легальных розничных точек по продаже алкоголя Наконец, с июля к ЕГАИС должны примкнуть и розничные продавцы. Все торговые точки должны быть оснащены специальным оборудованием, требующим интернет-соединения (через него информация передается в систему). Все бутылки должны получить новые маркировки. Те, кто не успеет подготовиться и рискнет продавать алкоголь, не войдя в ЕГАИС, грозят штрафы от 150 до 200 тысяч рублей, а также лишение лицензии на торговлю спиртным. Единственная поблажка, на которую решились регуляторы, - это отсрочка на год обязательного подключения к ЕГАИС для магазинов в сельской местности с числом жителей ниже 3 тысяч человек (причина - отсутствие там интернета).
Что такое ЕГАИС
Для производителей и импортеров спиртосодержащей продукции ЕГАИС была введена еще в 2005 году. Система была призвана обеспечить учет ввоза, производства и оборота этилового спирта в стране. Затем было принято решение сделать так, чтобы полностью контролировалась вся цепочка - от производителя и импортера до полки в магазине. С 1 января 2016 года к ЕГАИС присоединилось "среднее звено" - все оптовые предприятия. С помощью новой системы они должны сообщать государству информацию о закупках, поставках, хранении и реализации алкоголя.
Издержки до 100 млрд рублей
Однако главная проблема предпринимателей, занятых в розничной торговле - это далеко не только интернет. Система в целом работает неслаженно. Многие ритейлеры уже подключились к ней и фиксируют сбои в работе программно-аппаратных средств. Как рассказала DW директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксения Бурданова, "сказалась нехватка времени для адаптации информационных систем, закупки оборудования, его подготовки и установки на объектах торговли".
По оценке АКОРТ, издержки для торговых сетей, связанные с ЕГАИС, в целом по стране могут составить около 40-100 млрд рублей. "Это существенно сузит возможности сдерживания роста цен, в том числе на социально значимые товары", - предупреждает Бурданова.
Не всякий бизнесмен "потянет"
Для небольших несетевых магазинов издержки на подключение к системе варьируются от 50 до 500 тысяч рублей, сообщил DW руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРА России Иван Ефременков. Единого алгоритма выполнения государственных требований, по его словам, не существует, отсюда такой широкий диапазон. "Для некоторых магазинов эти суммы сопоставимы с оборотом за месяц, поэтому подключаться собираются далеко не все. Те, кто финансово это не потянет, будут работать без ЕГАИС, рискуя получить штраф", - говорит он.
По его словам, отказаться от продажи алкоголя такие магазины тоже не могут, поскольку доля спиртного в их товарообороте достигает порой 30 и более процентов. "По этой причине уже сейчас многие выбирают уход в "серую" зону. Это значит, что и оптовиков, и производителей они будут также менять на "серых", потому что те, кто работает в ЕГАИС, не станут связываться с "серым" магазином". Так что появление на полках контрафакта и некачественного алкоголя не за горами", - констатирует эксперт.
Нелегального спиртного станет больше
Точных оценок того, насколько может вырасти "серый" рынок, в центре экспертизы ОПОРА не проводили. Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что в результате повсеместного введения ЕГАИС, около 20 процентов легальных торговых точек перейдут на нелегальную продажу алкоголя.
Сегодня, по его словам, около половины всего приобретаемого в России алкоголя покупается легально: "В прошлом году всего россиянами было выпито 2,3 млрд литров крепкого алкоголя. Из этого количества в легальной рознице было куплено всего 1,2 млрд литров". Получается, что после 1 июля весы окончательно качнутся в сторону нелегальной продукции.
Кто в выигрыше
Получается, что розница и покупатель от нововведения, скорее, проигрывают. Но есть в деле и выигравшая сторона. Это - производители и государство. Дело в том, что сегодняшняя система оставляет магазинам "лазейку" для продажи нелегальной продукции. Так, в 2015 году в легальной рознице было продано 1,05 млрд литров водки и ликеро-водочной продукции. Акцизный сбор же был уплачен только с 750 млн литров.
"Просчитать это несложно, разделив собранную с акцизов сумму на ставку акциза. Получается, 300 млн литров в легальной рознице продается нелегально, но по легальной цене. Задача ЕГАИС - выкинуть эту нелегальную продукцию из легальной розницы", - уверен Дробиз.
По его словам, "выкинутые" 300 млн будут замещены примерно 200 млн легальной продукции. "Часть все равно уйдет в нелегальный сектор. Но возможность продать дополнительные 200 млн - это то, что выиграют производители. А государство за счет этого получит дополнительно примерно 35 млрд рублей в год", - заключает эксперт.