Ч. V -
https://8nity.livejournal.com/143069.html Фридрих Энгельс в речи во время похорон Маркса в качестве крупнейших его достижений выделяет два открытия: материалистическое понимание истории и закон движения современного капиталистического способа производства - производство прибавочной ценности.
* По замечанию Андерсона, "основатель исторического материализма постепенно шел от философии к политике и затем к экономике как основной области исследования".
* Историков мысли «Капитал» всегда привлекал как критика политической экономии... как попытка написания истории политической экономии по образцу и подобию «Истории философии» Г. Гегеля.
* У Маркса - всестороннее развитие каждого как условие развития всех; тогда как не вернее ли наоборот: условие развития всех - всестороннее развитие каждого. Т.е. взгляд от общего - к частному.
* «Несмотря на то, что по истории технологии и связи технологии с экономическим процессом написано не мало замечательной литературы, этот вопрос по существу остался за рамками какого-либо корпуса теории. Исключения составляют труды Карла Маркса, который попытался соединить технологические изменения с институциональными изменениями. Разработка Марксом вопроса о связи производительных сил (под которыми он обычно понимал состояние технологии) с производственными отношениями (под которыми он понимал различные аспекты человеческой организации и особенно права собственности) представляла собой пионерные усилия, направленные на соединение пределов и ограничение технологии с пределами ограничения человеческой организации» (Норт, 1997).
* «Он [Маркс] был первым экономистом высокого ранга, увидевшим и последовательно учившим других тому, как экономическую теорию можно превратить в исторический анализ и как историческое повествование можно обратить в "обоснование истории" (фр.)» (Шумпетер).
* Несомненен и вклад Маркса в становление теории межотраслевого баланса. Конечно, К. Маркс выступает здесь как ученик Ф. Кенэ. Любопытно, что его абстрактная и конкретная теория воспроизводства оказались более универсальными, чем схемы Ленина, которые не выдержали испытания временем, предопределив гипертрофированное развитие первого подразделения в ущерб второму.
Всё, закончил наконец-то читать. Напомню оригинальное название - "Россия: плюсы и минусы раннего распространения идей марксизма". Раннего! Примечателен тот факт, что первым иностранным переводом «Капитала» станет именно русский. Вообще для меня по прочтении стало понятным не высказанное Нуреевым прямо - от возникновения марксизма, и что еще более важно, его активной рецепции, - и до применения его на практике в общегосударственном масштабе (советском) прошло, на самом деле, немного времени. Что сыграло злую шутку "освящения" марксизма в СССР, в связи с чем и с почти что религиозной его догматизацией. Почему мы имеем доныне во многом то, что имеем. Зело необходимо критическое отношение к марксизму для его развития! Противоположное же, религиозное к нему отношение превращает его из науки в свою противоположность - религию.
Позже еще постараюсь пробежаться еще раз по всему тексту своих выписок, и запостить 7-ю часть в виде их резюме.