почитал про Н.Винера с Хабра #детигении

Dec 30, 2024 21:12

Закончив среднюю школу в 11 лет, он поступил в Колледж Тафтса и всего через три года стал бакалавром математики. Еще до наступления совершеннолетия Гарвард удостоил Винера докторской степени за его диссертацию по математической логике. Вот какую характеристику ему дает Сильвия Назар: "Американский Джон фон Нейман, выдающийся эрудит, который сделал потрясающий вклад в чистую математику, а затем начал вторую и столь же поразительную карьеру в прикладной математике."

Винер был тем самым человеком, который ввел современное значение слова «feedback» («обратная связь»), изобретая кибернетику, а кибернетика, в свою очередь, дала жизнь таким революционным понятиям как искусственный интеллект, компьютерное зрение, робототехника, нейрология (в ключе нейросетей) и многим другим.

Без сомнения, он был одним из самых рассеянных ученых-математиков в мире.

...Вот что он пишет в своей автобиографии:
"Алгебра всегда давалась мне легко, хотя методы, избранные отцом для преподавания, едва ли способствовали моему душевному покою. Каждую ошибку следовало исправлять незамедлительно. Разговор с ним мог начаться в спокойном и доброжелательном тоне - но ровно до того момента, как я впервые ошибался. Тут же из нежного и любящего отца он превращался в кровного врага".

/отец забирает из некой "прогрессивной школы" в Кембридже, потому что Норберту стала наскучивать зубрежка, дабы продолжить "свой «радикальный эксперимент по домашнему обучению»/

Впервые мир узнал о Норберте Винере 7 октября 1906 года, когда портрет мальчика-гения оказался на первой полосе New York World под заголовком «Самый выдающийся мальчик в мире». В статью вошли интервью с Норбертом и его отцом, поданные в тоне явного одобрения нетрадиционного подхода Лео к раннему детскому развитию:
"Мальчик Норберт выучил все буквы в восемнадцать месяцев. Под началом своего отца он начал читать [по-английски] в три, по-гречески и на латыни - в пять, а вскоре еще и по-немецки. В семь лет он изучал химию, в девять - алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, ботанику и зоологию, а этой осенью, в одиннадцать лет, он поступил в Колледж Тафтса в соседнем городе Медфорд после всего лишь трех с половиной лет формального обучения".

Вот что пишет физик Фриман Дайсон в эссе «Трагическая история гения» в The New York Review of Books, 2005: "Пока он рос, стараясь избежать клейма одаренного малыша из Тафтса и Гарварда, Лео только всё усугублял, крича об успехах Норберта во всех газетах и журналах."

Именно так все и было: отец Лео трубил во все концы о своих идеях в области образования: помимо статьи в New York World, он писал в Boston Evening Record, Американский журнал по педиатрии и American Magazine. Лео Винер даже «не скрывал, что намеренно выращивает из Норберта и его сестер гениев.

"Результаты [...] поразительны, особенно в случае с его старшим сыном, Норбертом.
- выдержка из American Magazine, июль 1911."

* если прочитать собственные заметки отца Норберта о том, как его дети стали такими талантливыми, складывается ощущение, что похвала и признание способностей детей в его картине мира играли совсем ничтожную роль.

Однако из интервью с Лео в статье в New York World становится понятно, что его отец на самом деле понимал, насколько его сын одарен, но ему не хотелось признавать это при Норберте: "У него острый аналитический ум и фантастическая память. Он учится не просто за счет зубрежки, как попугай, а рассуждает."

/вопреки отцу, сперва он потсупает в аспирантуру по зоологии. Но затем, из-за проблем со зрением и с подачи отца, обращается к философии/

/затем поедет постдоком в англ.Кембридж к Б.Расселу/

Выдержка из письма Норберта Винера отцу (1913): "Думаю, что как философ я неудачник [...]. Рассел, кажется, очень недоволен [...] моими философскими способностями и лично мной. Он говорил о моих взглядах как об «ужасном тумане», [...], что изложение моих взглядов даже хуже, чем сами взгляды и [...] обвинил меня в чрезмерной, петушиной самоуверенности [...] Несмотря на то, что он извинился, это самые жестокие слова".

/в годы ПМВ/ "...Что бы мы ни делали, мы всегда говорили о математике."

== Кибернетика (с 1947 года) ==
Область науки, которая теперь неотделима от имени Винера
"Информация - это информация, а не материя или энергия."

"Было два сходящихся потока идей, которые привели меня в кибернетику. Один из них - тот факт, что в ходе последней войны, когда она уже явно шла, но, во всяком случае, до Перл-Харбора, когда мы еще не были вовлечены в конфликт, я пытался выяснить, могу ли я найти свое место в военных действиях того времени."

Его вторая инициатива была связана с вооружением, в частности с противовоздушной обороной:
"Я оглянулся по сторонам и заметил, что важной в то время темой была противовоздушная оборона. Это было [...] время, когда выживание хоть кого-нибудь, кто мог бороться с Германией, казалось, зависело от противовоздушной обороны.
Да, зенитная пушка - очень интересный инструмент. Во время Первой мировой войны зенитное орудие было разработано для стрельбы, однако под рукой все еще нужно было держать таблицы дальности, чтобы выстрелить. Это означало, что требовалось всё рассчитать, пока самолет пролетает прямо над головой. И к тому времени, когда вы оказывались в состоянии что-то сделать, самолет уже пропадал из вида."

"В начале 1941 года два человека заняли пустую аудиторию на втором этаже математического факультета, корпус 2, комната 244, и принялись за работу на доске. Винер излагал своему новому коллеге проблему управления огнем."
- Конвей и Зигельман, 2005. "Винер и Бигелоу рассматривали наводчика, орудие, самолет и пилота как интегрированную вероятностную систему. Теория вероятности была на стороне пилота: в 1940 году только один из примерно 2500 зенитных снарядов попадал в цель."

...В следующем году Винер придумал неологизм «кибернетика», чтобы обозначить изучение таких «телеологических механизмов». Его рукопись послужит основой научно-популярной работы «Кибернетика, или Управление и связь в животном и в машине», опубликованной издательством MIT Press / Wiley and Sons в 1948 году.

"Ее масштаб и вовлеченность захватывают дух и заставляют рецензента поверить, что это важный вклад в современное мышление.
- Philosophy of Science 22, 1955"
"Будучи одной из самых влиятельных книг двадцатого века, «Кибернетика» провозглашается оригинальным произведением, важность которого сравнима трудами Галилея, Мальтуса, Руссо или Милла.
- The New York Times, 1964"

"Во время чтения лекций его можно было застать за ковырянием в носу, «энергичным», без тени озабоченности по поводу общественных приличий."

"Если мой ребенок или внук будут так же тревожны, как я, я должен буду отвести их к психоаналитику, если не с уверенностью, что лечение будет успешным, то хотя бы с надеждой, что они найдут какое-то понимание понимание и получат облегчение
- Норберт Винер"

"Винер серьезно относился к своим отцовским обязанностям и, в частности, стремился избежать метода обучения, навязанного ему собственным отцом.
- выдержка, Джон фон Нейман и Норберт Винер, Стив Дж. Хеймс, 1980"

https://habr.com/ru/companies/mws/articles/495946/
Previous post Next post
Up