/с подачи С.Уилсона глянул/
Religion in Human Evolution: From the Paleolithic to the Axial Age (2011)
/примечательно, что он начинает в частности с того, что
смотрит - есть ли у других видов/
Культура ритуала и мифа, описанная в Главе 3, в конечном итоге подвергнется драматической атаке - антиритуализму и демифологизации - со стороны тех, кто ищет более универсальный ответ на вопрос смысла (хотя сами нападающие никогда полностью не избавятся от ритуала и мифа), но теперь мы должны рассмотреть, как ресурсы для производства смысла, разработанные в племенных обществах, могут быть расширены для работы с гораздо более крупными и более стратифицированными обществами посредством развития новых форм ритуала и мифа, нового понимания связи между космосом, обществом и собой.
* Рассматривая вождества как форму организации, промежуточную между племенной и архаичной
Ритуал в племенных обществах предполагает участие всех или большинства членов группы - в классическом стиле Дюркгейма, если ритуал проходит хорошо, он наполняет группу энергией и солидарностью.
Древняя Греция, казалось бы, является простым случаем, когда речь идет об осевом веке. Греция дала начало форме демократии, основанной на решениях, принятых после рационального аргумента в собрании; философии, включая формальную логику (второпорядковое рассуждение); по крайней мере, зачаткам науки, основанной на доказательствах и аргументах; не говоря уже о том, что она также дала начало необычайным художественным и литературным достижениям.
Одной из самых замечательных особенностей классической Греции является то, что она, казалось, перешла от племенного общества (на самом деле ретрайбализированного общества) к чему-то на грани современности в течение нескольких поколений. Чистая быстрота изменений рассматривалась как имеющая отношение к силе окончательного расцвета. Конечно, существовало дворцовое общество бронзового века, микенское, во втором тысячелетии до н. э. в Греции, с могущественными правителями, монументальными зданиями и письменностью. Все это было в значительной степени забыто во время Темного века Греции примерно с 1200 по 800 гг. до н. э.,
С большим волнением я начинаю эту главу об Индии в осевой век. Из четырех осевых глав, к этой я был наименее подготовлен и мне нужно было продвинуться дальше всего в моем исследовании. В случае с древним Израилем, Грецией и Китаем я читал основные первичные тексты в переводе большую часть своей взрослой жизни и был знаком с основной вторичной литературой.
https://www.jstor.org/stable/j.ctt2jbstq /из аннотации/
Роберт Белла, один из ведущих социологов нашего времени
от палеолита до осевого века (примерно первое тысячелетие до н. э.), когда отдельные лица и группы в Старом Свете бросили вызов нормам и верованиям классовых обществ, управляемых царями и аристократами. Эти религиозные пророки и отреченцы так и не смогли основать свои альтернативные утопии, но они оставили наследие критики, которое не будет угасать.
/из рецензий/
opus magnum величайшего из ныне живущих социологов религии. Никто со времен Макса Вебера не создавал столь эрудированную и систематическую сравнительную всемирную историю религии на ранних этапах
* самое важное систематическое и историческое исследование религии со времен Гегеля, Дюркгейма и Вебера.
* Человеческая способность к религии начинается в самых ранних ритуальных собраниях, включающих эмоции, музыку и танцы, производящих коллективное возбуждение и общие повествования, которые придают смысл утилитарному миру. Но ритуал переплетается с властью и стратификацией, поскольку вожди соперничают друг с другом за чистую продолжительность, расходы и впечатляемость ритуала. Архаичные королевства принимают зловещий оборот с террористическими ритуалами, такими как человеческие жертвоприношения, превозносящие одновременно силу бога и правителя. По мере того, как общества становятся более сложными, а правители приобретают организацию, которая больше опирается на администрирование и налогообложение, чем на чистую впечатляемость и террор, религии движутся к осевому прорыву в более абстрактные, универсальные и саморефлексивные концепции, возвышая религиозную сферу над мирскими благами и властью. Прежде всего, религии прорыва становятся этичными, восставая против жестокости и неравенства и создавая идеалы, которые в конечном итоге станут идеалами более справедливых и гуманных обществ. (Рэндалл Коллинз)
* Книга Беллы представляет собой интересный отход от традиционного разделения науки и религии. Он утверждает, что развивающиеся мировоззрения стремились объединять, а не разделять людей.
* это смелая попытка понять религию как часть самой большой общей картины - жизни, вселенной и всего...
* изобретение религиозных верований сыграло решающую роль в развитии современных людей /!
* Лучше всего рассматривать эту работу как попытку сделать для 21-го века то, что великий социолог религии Макс Вебер сделал для 20-го века, рассматривая иудаизм, Китай и Индию.
* (Осевой век длился примерно с 800 г. до н. э. по 200 г. до н. э., когда появились первые крупные религии.)
* С «Религией в эволюции человека» Роберт Белла подарил нам замечательную книгу, написанную с мудростью возраста и юношеским энтузиазмом.
* Белла - один из тех редких социологов, которые не только изучают истоки наших религий, но и участвуют в активной христианской общине в своем районе Калифорнийского университета.
/из амазонских отзывов/
*Dr. Glockenspiel: В то время как миметические, племенные культуры были эгалитарными (или обратно-иерархическими, следуя Кристофу Боэму) - все участвовали в ритуалах и их подготовке, - мифическая сцена показывает обратное. Только вожди или жрецы проводят ритуалы в отдельном пространстве. В то время как жесты, музыка и танцы по-прежнему оживляют ритуалы в родах и племенах, они больше не имеют значения на государственном уровне. Тайные речи и формулы, поддерживаемые жертвоприношениями (будь то жертвоприношения животных или людей) и впечатляющими сооружениями (храмами или могилами), подчеркивают и возвеличивают обособленность богов и их человеческих двойников. Мифы - это повествование о пришествии порядка в его нынешнем виде; Его наступление произошло через первое, далекое сосуществование могущественных божественных существ с человеком, сожительство, в котором передавались священные навыки и знания, сожительство которого было прервано катастрофой (войной, спором, предательством). Мифы - это глобальный, всепроникающий способ видеть мир и действовать в нем, производить и воспроизводить его порядок. Мышление, где вещи стоят в словах и репрезентации само (бог есть слово бог - по крайней мере, то, что от него остается после первоначального раскола; говорить - значит делать).
** Считается, что переломный момент осевой эпохи, которому предшествовал распад царств в результате вторжения и завоевания (вторя Петру Турчину), был посмертным, принесенным отстраненными интеллектуалами, отшельниками, которые жили как бездомные и нищенствующие (Будда, Парменид, Платон, Аристотель, израильские пророки, ученики Конфуция - которые были ближе к офисным клеркам). Видя социальное целое как бы со стороны, проповедуя формирование совершенно новых индивидуумов, способных как нарушить существующий порядок вещей, так и соответствовать универсальному измерению морали (Небесный мандат, Дхарма, Разум, Бытие, Воля Бога), таково наследие осевой эпохи. Формирование ниш верующих (церковь, школы, университеты), помимо обыденного - повседневный труд и сон, свободный развлекать и питать свою веру при таком пришествии нравственного царства, не нарушая порядка, является одним из следствий осевой эпохи.