Предыд. -
https://mskolov.livejournal.com/398574.html * /Из письма И. А. Ефремова:/ ...диплом дипломом, а вообще-то можно преуспеть в науке и с любым дипломом, лишь бы была голова на плечах, а не пивной горшок, да еще хорошая работоспособность.
Почитайте подготовительную популярную литературу - тогда можно будет взяться и за книги посерьезнее. А так - ваши товарищи правы - для человека невежественного скучнее палеонтологии ничего быть не может, - всякие подходы к широким горизонтам в ней заграждены изучением костей и ракушек. Впрочем, и подходы к физике тоже заграждены труднейшей математикой. Везде так - нужен труд - в науке это самое основное.
* Иван Антонович жаловался своему другу литературоведу В.И. Дмитревскому: «…На опыте «Лезвия» (роман «Лезвие бритвы», - Г.П.) пришел к заключению, что писательство в нашей стране - дело, выгодное лишь для халтурщиков или заказников. Посудите сами - я ведь писатель, можно сказать, удачливый и коммерчески «бестселлер», а что получается. «Лезвие» писал с середины 1959 года, т.е. до выхода книги пройдет без малого пять с половиной лет. Если считать, что до выхода следующей мало-мальски «листажной» повести или романа пройдет минимум два года, ну, в самом лучшем случае - полтора, то получается семь лет, на которые растягивается финансовая поддержка от «Лезвия». Если все будет удачно, то «Лезвие» получит тройной гонорар (журнал + два издания). За вычетами, примерно по 8500, т.е. в итоге - 25 тысяч. Разделите на семь лет, получите около 300 рублей в месяц. Потому если не будет в ближайшее же время крупного переиздания, то мой заработок писателя (не по величине, а по спросу и издаваемости) первого класса оказывается меньше моей докторской зарплаты - 400 р. в мес., не говоря уже о зав. лабораторной должности - 500 р. Каково же меньше пишущим и менее удачливым или издаваемым - просто жутко подумать…» /М. С. Ср. с
https://mskolov.livejournal.com/385126.html * /Ефремов в письме 1959 года:/ Мне кажется, что Ваша жизнь, хоть и скудная материально, но правильная - такая и должна быть у людей, по-настоящему интересующихся наукой. Все же университет должен быть неизменной целью, хотя бы для права заниматься наукой и идти по любимой специальности. Черт бы взял нашу бедность с жильем - надо бы взять Вас в лаборанты к нам в Институт - самое верное и самое правильное, но без прописки в Москве принять Вас нельзя, а прописаться без работы - тоже не выйдет. Вот и принимаем в лаборанты всякий хлам только потому, что живет в Москве - глубоко неправильный подход к комплектованию научными кадрами. В том и смысл Академии, что она должна брать к себе все настоящее из всей страны, а не случайных маменькиных сынков…
** Теперь коротко о Вашем вопросе - подробно писать не могу - переписка у меня выросла так, что совершенно меня задавила - и не отвечать нельзя и отвечать невозможно, секретаря мне по чину не положено. Так вот, на человека теперь, в его цивилизованной жизни не действуют никакие силы отбора, полового отбора, приспособления и т. п. Накопленная энергия вида растрачивается, потому что нет полового подбора и вообще человек не эволюционирует, во всяком случае так, как животные. Да и общий ход эволюции животного и растительного мира из-за столкновения с человеком сейчас совершенно исказился и продолжает еще сильнее изменяться под воздействием человека…
* Секрет прост: опыт. Его словами не передать, а в творческой работе еще важны внутренние процессы, которых не знает сам творящий. (с) Н. Н. Плавильщиков
**...Самому занятно: что выйдет? Немного времени уделить на этот эксперимент я мог, но как и о чем писать?.. Основная работа шла в голове, даже без моего ведома. А потом готовое попадало на бумагу.
*** Вот это-то «зная» и есть одно из двух основных условий работы: нужно знать то, о чем пишешь, и нужно уметь рассказать, то есть уметь увидеть описываемое и уметь передать это своими словами, причем не в живой речи, а на бумаге. Для того, чтобы иметь и то и другое, нужно время (особенно для приобретения знаний), а для писателя еще и опыт.
Способности - сами собой.
Но некоторые «средние» способности есть почти у каждого, а Пушкины и Алексеи Толстые - великие редкости…»
**** /Ещё Плавильщиков, вышеопущенное:/ Пиши как Л. Платов, как Ефремов, а лучше всего - как Алексей Толстой!