"Копье, свиток и камешек" Р.Биллоуза

Jun 04, 2023 22:44

/поглядел/ Копье, свиток и камешек: как греческий город-государство развивался как мужской коллектив воинов-граждан (Bloomsbury Academic, 2023)

города-государства греков разработали военную систему граждан-ополченцев, которая придавала относительно равное значение каждому гражданину-воину, тем самым поощряя граждан-воинов требовать политических прав.
* результирующий рост коллективных политических систем олигархии и демократии привел к тому, что тысячи граждан сформировали суверенный элемент государства; они принимали политические решения посредством общественных дебатов и голосования.
* для того, чтобы такие системы функционировали, необходимо было создать общую информационную базу, и это было сделано путем создания публичных уведомлений о законах, предлагаемых политиках, повестках дня публичных собраний и множестве другой информации.
* Чтобы получить доступ к этой информации, эти военные и политические граждане должны были уметь читать. Биллоуз исследует распространение школ и грамотности по всему греческому миру, показывая, что греки-мужчины-города-государства сформировали первое в мире известное массовое грамотное общество. В заключение он показывает, что именно массовая грамотность греческого общества городов-государств объясняет замечательную и влиятельную культуру, созданную классическими греками.
-
* «Эта книга убедительно доказывает примат образования и грамотности в древнегреческом мире во всем обществе. Это революционизирует наше понимание того, какое влияние эта грамотность оказала на развитие правительственных структур и повседневную жизнь», - Гил Дэвис, доцент кафедры археологии, Австралийский католический университет
--
* Цель книги - понять, как и почему греческие города-государства и их характерное общество и культура, ориентированные на мужчин, возникли и приобрели ту необычную и влиятельную форму, которую они приняли. После рассмотрения раннего формирования городов-государств и экономического роста, лежащего в основе общества городов-государств, в трех ключевых главах рассматривается то, как греки развивали свой уникальный тип общества. Прежде всего, греки-государственники разработали военную систему "гражданин-ополчение", которая придавала более или менее равное значение каждому мужчине-гражданину-воину, тем самым стимулируя граждан-воинов требовать политических прав. Это привело к росту коллективных политических систем, называемых олигархией и демократией, в которых тысячи активных граждан мужского пола составляли суверенный элемент государства и принимали политические решения путем общинных дебатов и голосования. Для функционирования таких систем необходимо было создать общую информационную базу, что и было сделано путем размещения публичных объявлений о законах, предлагаемой политике, повестках дня общественных собраний и множестве другой информации. Для доступа к этой информации граждане должны были уметь читать, и в последней главе рассматривается распространение школ для мальчиков и, как следствие, грамотность мужчин по всему греческому миру, показывая, что города-государства греков сформировали первое в мире известное массовое грамотное общество. Наконец, грамотность оказывает глубокое влияние на когнитивные процессы и способности человеческого мозга, как показала современная нейронаука, и в конце книги показано, что именно массовая грамотность греческого общества городов-государств объясняет замечательную и влиятельную культуру, созданную классическими греками.

https://www.bloomsburycollections.com/book/the-spear-the-scroll-and-the-pebble-how-the-greek-city-state-developed-as-a-male-warrior-citizen-collective/

* Во введении излагается основная тема книги, устанавливается различие между полисом и городом-государством, причем первое имеет более широкое значение, которое включает в себя город-государство, но не ограничивается им. Мы видим развитие термина полис от обозначения укрепленной цитадели или поселения до обозначения более урбанизированного поселения, при этом он особенно связан с бойцами, защищающими городскую общину. Я указываю, в каком смысле греческий город-государство был действительно "государством", и обсуждаю количество классических греческих городов-государств на основе "Политеи" Аристотеля. Наконец, общее отсутствие в основных главах книги обсуждения женщин и порабощенных обсуждается и оправдывается, поскольку эта работа посвящена греческой маскулинности и идеологии мужского коллектива воинов-граждан.

* В первой главе рассматривается возникновение городов-государств. На основании относительной бедности и пустоты Греции примерно до 850 года утверждается, что города-государства начали развиваться только в VIII веке, а также на основании свидетельств гомеровского "Каталога кораблей" и высказываний Фукидида и Аристотеля, что ранние греческие общества были более похожи на классические этносы-государства (племенные государства), чем на города-государства. Затем в серии специальных исследований рассматривается, как миграционное движение, основавшее многочисленные новые заморские поселения, повлияло на возникновение городов-государств; и как различные типы государств - этносы-государства и различные типы городов-государств - развивались в различных регионах материковой Греции в зависимости от местных условий, обстоятельств и выбора.

* Глава 2 изучает экономический рост и развитие, которые сделали возможным существование классических городов-государств. Сначала рассматриваются география и климат, и приводится довод в пользу резкого демографического роста, начавшегося около 800 года; затем кратко описывается ранняя греческая экономика, и приводится довод, основанный на современных экономических историях таких ученых, как Брессон и Амемия, что греческая экономика значительно выросла между 800 и 400 годами и стала высокоспециализированной. Наконец, я рассматриваю заработную плату и стоимость жизни, показывая, что разрыв между богатыми и бедными в классической Греции был относительно небольшим, и что все, кроме самых бедных слоев греческого общества, могли жить достаточно комфортно, имея некоторый располагаемый доход.

* Глава 3 изучает развитие греческой войны от аристократической и иерархической войны ранней "гомеровской" Греции до появления относительно эгалитарных гражданско-ополченческих стилей войны как на суше: так называемая "гоплитская война" средних граждан, тяжело вооруженных за свой счет; так и на море: флоты гребных галер, называемых триремами, на которых гребли более бедные слои общества. Эти эгалитарные формы войны гражданских ополчений давали участвующим гражданам чувство значимости и власти, позволяя им требовать и получать политический вклад.

* Глава 4 рассматривает систему управления классических городов-государств, утверждая, что олигархии и демократии, о которых мы склонны думать как о противоположных системах управления, на самом деле были скорее похожи, чем различны: обе были коллективными системами, в которых граждане-мужчины тысячами собирались на общественные собрания для обсуждения и голосования, и в которых государственные советы, представляющие гражданское тело, насчитывающие от десятков до сотен советников, контролировали процесс управления и реализацию политики, за которую голосовали собрания граждан. Я показываю, как греческая политическая теория развивалась для анализа и обоснования этой системы коллективного управления, и иллюстрирую, как эта система создавала массу публичных объявлений, чтобы обеспечить граждан необходимой общей информационной базой.

* В главе 5 рассматривается вопрос о том, что для того, чтобы участвовать в политической жизни посредством обмена информацией с общественностью, граждане должны быть грамотными. Обсуждается создание греческого фонетического алфавита, а затем развитие и распространение доступных школ, в некоторых случаях регулируемых государством и повсеместно посещаемых в течение как минимум трех лет большинством гражданских мальчиков. Влияние этой школьной системы показано на примере свидетельств широкого распространения чтения и письма, причем не только в литературных текстах, но и в надписях по всей Греции, особенно в граффити. Умение читать и писать делало общественные объявления доступными для граждан и позволяло им участвовать в таких общественных актах, как остракизм, а также использовать навыки грамотности в своей частной жизни и деятельности.

* В заключении, наконец, показано, что современные исследования когнитивных эффектов грамотности, а именно возросшей способности к оригинальному и рациональному мышлению, помогают объяснить появление в греческих городах-государствах культурных форм, основанных на рациональном анализе. Далее мы видим, что классические греки развивали то, что психологи называют "нарративной идентичностью", чувство собственного достоинства и самоуважения, что помогает объяснить относительно высокую степень индивидуализма в классической греческой культуре. Таким образом, именно возникновение военно-политической значимости и независимости греческих граждан, а также овладение ими навыками грамотности являются ключом к пониманию того, почему и как греки из городов-государств развили ту замечательную культуру, которой они запомнились.

--
* новый мощный аргумент в пользу того, как и почему возникли греческие города-государства, включая их самобытное общество и культуру, и почему они приняли весьма необычную и влиятельную форму

Др.Греция, ancient

Previous post Next post
Up