влиятельный амер. антрополог, политантрополог
* Утверждая, что все значительные различия между современными и историческими обществами мира можно рассматривать как отдельные этапы культурного развития, от простого к сложному, Фрид утверждал, что политическая интеграция сопровождается экономической дифференциацией.
http://anthropology.iresearchnet.com/morton-h-fried/* ...Фрид считал, что эта социальная форма является эфемерным, хрупким и изменчивым состоянием, которое быстро порождает сложную политическую экономию, выражающуюся в развитии государства, или же распадается на менее сложные социально-экономические формы. Это важное наблюдение, поскольку оно признает социальную деволюцию, при которой сложные общества распадаются на менее сложные формы.
* Хотя многие ученые характеризуют систему Фрида как унилинейную эволюционную типологию, Фрид признает важное различие между "первозданным" (или "первичным") и "вторичным" развитием. Первобытное эволюционное развитие относится к новым уровням социально-политической интеграции, которые возникают автохтонно в отсутствие внешнего влияния со стороны более сложных обществ. Вторичное развитие подразумевает эволюционные изменения, возникающие в результате межкультурного взаимодействия с более сложными обществами.
А вот что другой автор, его современник о нем замечает: По сути, это марксистская
теория эволюции общества, в которой концепция Фрида
политической сложности основана на экономической стратификации, т.е. способности власть имущих контролировать основные ресурсы общества.
основные ресурсы общества.
* Теоретический подход Фрида является по существу
марксистский
Из др. ист.:
* Фрид сформулировал различие между первичной и вторичной эволюцией.
Из др. ист. по нему: Интересно, что в то время как эгалитарные группы неизбежно являются охотниками-собирателями, ранговые общества обычно являются сельскохозяйственными (стр. 110). Внутреннее продовольственное снабжение означает более определенное, концентрированное снабжение продовольствием, ведущее к более крупным, более постоянным общинам, что приводит к более формализованной родственной сети (стр. 116). /М.С. а это, в свою очередь, предопределяет администрирование; см. Железный закон олигархии
https://mskolov.livejournal.com/127296.html https://mskolov.livejournal.com/179178.html / Важным событием в таком обществе является четко разграничный принцип родового происхождения (стр. 116). И хотя взаимность продолжает оставаться важным принципом перераспределения, «в ранговых обществах основным процессом экономической интеграции является перераспределение, при котором существует характерный поток товаров в конечный центр и из него. Неизменно этот центр является вершиной меньшей компонентной сети внутри более крупной структуры» (стр. 117). Как отмечалось выше, родство начинает играть более важную роль в ранговом обществе (стр. 120); в ранговом обществе идеология является идеологией родства (стр. 121). Но конкретная система родства может значительно различаться в зависимости от ранговых обществ (стр. 121). Односторонние родовые группы - кланы - считаются потомками некоторых оговоренных общих предков (стр. 124); клановая структура имеет тенденцию быть инклюзивной, а не исключительной, иногда даже включающей членов, которые явно чужды, но теперь ассимилированы, и ее ключевая задача состоит в том, чтобы «прояснить относительные родственные статусы членов, чтобы они могли действовать должным образом по отношению друг к другу» (стр. 125). В отличие от кланов есть родословная, которая структурно похожа на клан, но предполагает демонстрацию родства «со всеми остальными членами рода» (стр. 125). /М.С. поэтому всему родство - вторично; активность первична, но для той эффективной нужно группирование, и вот здесь играет роль родство-клановость/
Трайбализм, по его словам, напоминает и перекрывает расизм (стр. 156).
В стратифицированных обществах (гл.5) «члены одного пола и эквивалентного возрастного статуса не имеют равного доступа к основным ресурсам, поддерживающим жизнь» (стр. 186). Как только общество стратифицировано, государство не отстает (стр. 185).
* про гос-во: Обычно его точка концентрации сосредоточена на основных принципах организации: иерархии, дифференцированных степенях доступа к основным ресурсам, повиновении чиновникам, обороне местности
Еще из еще одного др. ист.:
первые государства, возникшие в истории в Плодородном полумесяце, Египте и Мезоамерике