Л. Е. Гринин про государство

Aug 09, 2022 20:45

Л. Е. Гринин. Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации:

В эволюции государственности необходимо выделить три стадии:

а) ранние, еще недостаточно централизованные государства, политически организующие общества с неразвитой социальной и классовой, а часто и административно-политической структурой;

б) сложившиеся, то есть уже вполне сформировавшиеся централизованные государства поздней древности, средневековья и Нового времени, политически организующие общества с ясно выраженным сословно-классовым делением;

в) зрелые государства эпохи капитализма, политически организующие такие общества, в которых исчезли сословия, появились классы буржуазии и пролетариата, сформировались нации, распространилась представительная демократия. Точнее, следует говорить даже не об эпохе капитализма, а о периоде индустриализма, поскольку в группу зрелых государств входят и индустриальные социалистические государства.

* Китай, Вьетнам, Куба и вовсе реально становятся зрелыми именно в социалистической фазе. В отношении же развития социальных гарантий, по крайней мере, в отдельных направлениях (в частности, пенсионном обеспечении, отпусках, бесплатной медицине и особенно в обеспечении занятости) СССР и некоторые другие социалистические страны не только были вполне сопоставимы со многими зрелыми западными капиталистическими странами даже в период, когда те превратились в государства «всеобщего благоденствия», но в чем-то шли впереди.

* книга Томаса Мальтуса была опубликована в 1798 г., то есть именно в период совершения промышленного переворота в Англии4.

* «За пределами двора и правительства для классической монархии характерна лишь частичная, и порой слабо централизованная, система административного управления... Во Франции губернаторы провинции и их заместители пользовались на местах властными полномочиями, которые им делегировал король. Но они также до начала XVII в. были по своему положению автономными или полунезависимыми сеньорами. С разрешения или без разрешения короля они формировали собственную местную клиентуру». Положение начинает изменяться только с введением должности интенданта, которая повсеместно появилась в XVII в., особенно при Ришелье (Ле Руа Ладюри, Э. История Франции. Королевская Франция. От Людовика XI до Генриха IV. - С. 15).

* Сам же [чиновничий] аппарат в Китае был относительно невелик, например, в начале XIX в. численность гражданских чиновников составляла около 20 тыс. человек, а военных - 7 тыс. при общем населении страны более 300 млн человек8.
8 Крюков, М. В., и др. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и Нового времени. - С. 34.

* Если сложившееся государство организует существенно разобщенное и живущее автономными мирками общество, где сформировались народности, то зрелое связано с новой этнополитической общностью - нацией. Соответственно возникает и нового вида национализм, политический национализм, как его называл Эрнст Геллнер, подчеркивая при этом, что подобный политический национализм в доиндустриальных обществах встречается редко.

* Если в сложившихся государствах широкое распространение грамотности было редким явлением, а источники информации в виде книг оставались в руках верхних слоев, то в зрелых уже в XVIII-XIX вв. это становится доступным широким массам. Отсюда меняются формы, стили и направленность управления и контактов правительства с народом.

** появляются классы промышленного общества и интеллигенция

* В какой-то мере (хотя и не жестко) рубеж вступления ряда стран Европы в стадию зрелого государства можно связать с формированием режима так называемого просвещенного абсолютизма, который во второй половине XVIII в. устанавливается во многих европейских странах. Это эпоха крупных перемен, в частности окончания так называемой военной революции, а значит, перестройки армии, налоговой системы и системы государственного кредита, которые обеспечивали армии нового типа средствами, развития колоний и т. п. Поэтому данная эпоха связана с попытками (хотя и далеко не всегда удачными) государей провести некоторые реформы управления, судопроизводства, уменьшить феодальный произвол, несколько уравнять подданных перед законом, развить просвещение, самоуправление, промышленность и смягчить нравы. Однако коренные изменения в государственном устройстве этих стран произошли уже существенно позже под влиянием либо глубоких социальных кризисов и революций, либо начавшегося промышленного переворота и необходимости вновь модернизировать армию.

Францию можно относить к зрелым государствам с конца XVII в. (период царствования Людовика XIV). Один только факт покажет объем изменений в управлении страной, произошедших к этому времени. К началу XVI в. во Франции насчитывалось около 8 тыс. чиновников, к середине XVII в. их численность возросла до 46 тыс., то есть каждый четырехсотый житель являлся чиновником10. Это был расцвет абсолютизма, укрепление власти короля, ограничение всяких форм легальной оппозиции ему (в частности, в лице Парижского и провинциальных парламентов; также произошло уничтожение автономии гугенотов; шла борьба со своеволием дворян; стоит упомянуть репрессии против янсенистов), укрепление королевского суда, реформы в армии и флоте. На это время приходятся известные реформы Кольбера, связанные с развитием государственной промышленности, путей сообщения, поощрением торговли11. Были приняты носившие общегосударственный характер ордонансы по уголовному, гражданскому и другим отраслям права, а в целом законодательство было частично систематизировано.

Англия вступает в стадию зрелого государства в первые десятилетия XVIII в., то есть через некоторое время после «Славной» революции 1688 г., когда начала оформляться новая система государственного управления, включающая: ослабление и ограничение власти короля, оформление конституции («Билль о правах», «Акт о престолонаследовании» и др.), практику назначения однопартийного правительства, все меньше зависящего от короля; двухпартийную систему. Последняя начинает складываться уже в конце XVII в. Впоследствии она стала моделью для многих стран. Разумеется, тори и виги еще не были партиями в современном смысле слова, так же, как и вся система выборов была еще крайне несовершенной. Фактически существовали лишь две группы лидеров, опиравшихся на поддержку тех или иных социальных элементов. Хотя лидерами обеих партий были представители земельной аристократии, но к этому времени - что весьма показательно для характеристики изменения типа государства - земельная аристократия перестала быть однородной как по происхождению, так и по методам получения доходов. С конца этого же века в Англии появились одно-партийные министерства, попеременно находившиеся у власти в зависимости от того, какая партия имела большинство в парламенте. В течение XVIII в. эта система утвердилась. Правда, тори пока бывали у власти редко, поскольку 1689-1714 гг. были периодом преобладающего, а 1714-1760 гг. - безраздельного господства вигов12.

Пруссию можно считать зрелым государством с конца XVIII в. В своем «Политическом завещании» Фридрих II подчеркивал, что правительство должно придерживаться такой политической системы, при которой все мероприятия должны быть заранее продуманы, а финансы, политика и военное дело стремились бы к одной и той же цели - укреплению государства и увеличению его могущества. Пруссия стала одной из первых стран, которая ввела обязательное начальное образование. Уже к началу XIX в. «в военной, а также гражданской бюрократической администрации она создала эталоны для всей Европы»13. Недаром Гегель считал ее образцом государственного порядка. Одной из важных составляющих движения Пруссии сначала к начальному, а затем и типичному зрелому государству был рост немецкого национализма, формирование немецкой нации. Эти моменты, важные для любого зрелого государства, для германского были важнейшими, поскольку без достаточно прочного объединения десятков мелких государств, без их спайки в единую нацию развитие государственности неизбежно задерживалось. Этот процесс формирования единой нации занял столетие. В 1771 г. немецкая нация существовала лишь в головах образованных людей14, а в 1871 г. ее создание становилось реальностью в рамках возникшей мощной Германской империи.

Россия вступает в стадию зрелого государства с начала XIX в. К этому времени система управления и передачи царской власти наследникам в России уже достигла определенной зрелости 15 {15 В частности, при Павле I был принят очень важный документ - акт о престолонаследовании (1797 г.), заменивший закон Петра I (который разрешал произвольно назначать наследника, что было иной раз правовым основанием для дворцовых переворотов XVIII в.) и установивший неизменный порядок перехода престола по прямой нисходящей линии. Важными были и другие акты, касающиеся царской семьи и ее собственности, что как бы законодательно вводило императорский дом в систему институтов государственной власти (см.: Платонов, С. Ф. Лекции по русской истории. - Ч. 2. - С. 230; Каменский, А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. - С. 500-501).}. Это доказывается даже тем, что приход Александра к власти в результате убийства Павла I был последним дворцовым переворотом в России. В период царствования Александра I, особенно до 1812 года, при участии М. М. Сперанского проводятся важные реформы государственного управления и образования, начинается систематизация права. За первую половину XIX в. число ранговых чиновников выросло в четыре раза16.

Японию можно относить к стадии зрелого государства с последней трети XIX в. (после «реформ Мэйдзи»). Перемены в стране и в управлении государством были огромными. Были восстановлена власть императора и ликвидирован институт сёгунства; упразднены автономные княжества и созданы префектуры, создан парламент и принята Конституция 1889 г.; проведены аграрная, налоговая и иные реформы; введено всеобщее начальное образование; созданы современные промышленность, транспорт, связь, почта, армия и флот с всеобщей воинской повинностью.

США становятся зрелым государством где-то в первой половине XIX в., когда там складывается двухпартийная система и укрепляется государственность. Эта трансформация происходит в эпоху, которая называется «джексоновской демократией» по имени президента Эндрю Джексона (1829-1837). В результате произведенных им реформ демократическая система приобрела более прочную основу и новые институты. Джексон возглавлял новую демократическую партию, которая сменила у власти республиканцев, и был первым президентом не из плеяды Вашингтона. В период его президентства был отменен имущественный ценз на выборах, в результате чего избирательное право среди мужчин стало, действительно, всеобщим и число избирателей, по некоторым данным, увеличилось вчетверо. Кандидаты в президенты начали выдвигаться партийными съездами, а не фракциями конгресса. Эту реформу иногда называют «джексоновской революцией». Возникла так называемая система spoils system, то есть распределения должностей среди активистов победившей партии, в результате чего монополия на правительственные должности высшего класса (имевшего соответствующее образование и навыки) оказалась уничтоженной и была проведена большая ротация правительственных служащих18. Были проведены и другие важные демократические реформы, включая массовое развитие бесплатных общественных школ.

/М. С. Посредством демократии устанавливается обратная связь, для среднеклассового общества присущая. Для лучшей его конкурентоспособности. Почему демократия присуща только обеспеченным среднеклассовым обществам, а в кризис /неизбежный для капитализма, кстати!/ закономерно вырождается в фашизм: для сохранения выгод тех, кто прорывается к власти /лучше других благодаря успеху в частнособственническом присвоении, а потому обладанию средствами/. Печально, что левые упустили и не проанализировали торжество демократии при среднеклассовости, то есть её истинные истоки; в частности почему и значение её понимается неверно/

* Среди немногих аналогов зрелого государства самым ярким примером является Китай19. Это государство даже в средние века и тем более в Новое время представляло своего рода исключение среди других государств. Наиболее важные моменты, подчеркивающие его исключительность, можно, на мой взгляд, свести к следующему:
1 . Способность к организации в течение длительного времени огромного даже по сегодняшним меркам населения. По данным В. П. Илюшечкина, население Китая в 1750 г. составляло 260 млн, в 1760 г. - 268 млн, в 1810 г. - 385 млн, в 1830 г. - 409 млн, в 1840 г. -412 млн человек. Другие авторы приводят несколько иные, но в целом сходные цифры20. Выше я отмечал почти обязательную связь перехода к зрелому государству и демографической революции. В этом плане Китай в XVIII в. демонстрирует исключительно высокие темпы совершения демографической революции во всей всемирной истории. За один только XVIII в. население Китая увеличилось в три раза (округленно со 100 до 300 млн). И косвенно это подтверждает мой тезис о том, что он уже был аналогом зрелого государства
** В Китае также уделяли значительное внимание законодательству, хотя право традиционно со времен легизма, возникшего в IV в. до н. э., носило прежде всего карательный характер.
** Система выдвижения на посты и сама идеология государственного управления резко отличались по сравнению с другими странами, равно как и система подготовки кадров. Отбор и квалификация подданных, способных выполнить миссию чиновника, всегда были главной проблемой политической теории и практики Китая. В идеологическом отношении экзамены на ученое звание стали краеугольным камнем конфуцианской традиции в Китайской империи.
** Также отличалась и государственная идеология, которая была скорее национально-гражданской, чем религиозной. Тысячи ученых трудились в императорском книгохранилище над составлением грандиозных литературных компиляций. Показательно, что официальная идеология ставила во главу угла крестьянина, подчеркивая благородство его занятий, делая вид, что в стране все озабочены его благополучием. В области внешней политики сложилась китаецентрическая идеология, суть которой заключалась в том, что Китай (Срединная империя) считался явлением, не имеющим ничего равного в мире.

* При Цинах была не просто усилена, но доведена до высокого уровня система идеологической обработки населения (почти поголовно неграмотного). Для этого использовались так называемые беседчики, назначаемые из числа лояльных жителей почтенного возраста (сянъюэ), которые были обязаны в определенные числа каждого месяца на своей территории проводить своего рода «полит-информации», то есть разъяснять правительственные указы, правила морального поведения, а также вести записи хороших и плохих поступков жителей (то есть эти активисты использовались также в качестве официальных доносчиков). Таким образом, система контроля над населением, особенно над городским, была при Цинах более строгой и разработанной, чем в любой период средне-вековья24.
** В Китае были введены в практику некоторые социальные меры, нехарактерные для сложившихся государств, например помощь населению во время голода и планомерная подготовка к ситуациям, когда такая помощь может потребоваться 25 {Но, конечно, нечто похожее, в частности помощь крестьянам со стороны государства во время голода, можно найти в некоторых сложившихся государствах, так же как в предыдущих эпохах Китая. Тем не менее кажется, что в империи Цин эта политика была существенно более целенаправленной, последовательной и оформленной.}.
** В XIX в., однако, налоги и незаконные поборы сильно возросли, что было одной из причин нарастания внутреннего кризиса. Хотя глубинной - и не устранимой без индустриализации - причиной кризиса было гигантское перенаселение страны.

Поэтому есть смысл считать Китай аналогом зрелого государства. Переход к этой стадии состоялся в конце XVII в., в период очень долгого правления императора Канси (1661-1722). Императоры цинской династии Канси, его преемник Юнчжэн (1722-1735) и наследник последнего Цяньлун (1736-1795) привели монархию к зениту могущества. Но дальнейшее его развитие к середине XIX в. уже не могло идти в прежнем направлении, что и выразилось в исключительно глубоком и системном кризисе, усиленном жестоким столкновением с более развитыми в военно-техническом плане державами.

Только во второй половине XIX в. после подавления затяжного, расколовшего страну восстания тайпинов (1850-1864 гг.), когда изоляция Китая окончилась и начались попытки проведения так называемой политики «самоусиления» (примерно 1860-1894 гг.), можно говорить о движении Китая в сторону создания там зрелого государства классического типа26 {26 Но многое было еще очень архаичным. Например, только в 1861 г. было создано ведомство, занимающееся иностранными делами. Но оно лишь отдаленно напоминало министерство иностранных дел. В частности, главные чиновники в нем работали по совместительству и были, как правило, некомпетентны, что сильно затрудняло их переговоры с иностранными державами (Гудошников, Л. М. Китай. - С. 176).}. В этот период на основе возникшей доктрины усвоения «заморских дел», то есть овладения военно-техническими достижениями западных держав, правительство начинает делать шаги (хотя и не особенно удачные) в сторону индустриализации страны, создания современных вооруженных сил и системы образования. Но эти перемены шли очень трудно и встречали сильную оппозицию в высших слоях общества. Далее, как известно, Китай все сильнее попадал в зависимость от иностранных держав, а кризис государственной системы усиливался, пока революция 1911 года не привела страну к хаосу, гражданской войне и фактической раздробленности.

Поэтому, собственно, только после победы коммунистов в 1949 г. и индустриализации 1950-60-х годов можно говорить о формировании зрелого государства в Китае. Но именно потому, что в этой стране фактически уже многое из атрибутов зрелого государства существовало, а в обществе имелись необходимые традиции и идеи, Китай в конце ХХ в. продемонстрировал очень быстрые темпы как экономического, так и политического развития, а также впечатляющую эффективность политики контроля за рождаемостью.

https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-gosudarstva-kak-sostavnaya-chast-protsessa-perehoda-ot-pervobytnosti-k-tsivilizatsii-2

государство, Китай, зло демократии

Previous post Next post
Up