/исследователь происхождения государства и эволюции общества; примечательный ученый - похоже, представитель цвета американской науки/
/гуглперевод/
В 1970-х в Science вышла основополагающая статья теоретика антропологии Карнейро “A Theory of the Origin of the State”. Размышляя о влиянии этой статьи, Тимоти Эрл отмечал: "...его понимание войны стало центральным в наших размышлениях об эволюции вождеств и государств... Его настойчивое внимание к войне сильно направляло социальную эволюцию. Его защита концепции вождества была решительной».
https://www.sociostudies.org/news/2677956/* Raymond Hames: с теорией Карнейро на указанный счет "можно соглашаться или нет", но нельзя рассматривать эту тему без ссылки на его фундаментальную статью
* Джойс Маркус: Одной из ключевых переменных, которые он выделил, была война, которую он определил как один из динамических катализаторов в формировании, функционировании и расширении вождеств и государств. Зная, что общества не хотят отказываться от самоуправления, Карнейро показал, что война была одним из мощных механизмов, приведших к потере автономии.
** Она же: Последние несколько десятилетий раскопок и крупномасштабных исследований поселений подтвердили его модель формирования государства в разных регионах мира.
* Robert Graber: он в значительной степени полагался на давление населения (и, как следствие, войны) для объяснения политической эволюции
Бонусом:
* Я должен объяснить свое отношение к теории. Я твердо чувствовал, что функция теории состоит в объяснении фактов.
* ...Возникновению государства способствовало нечто большее, чем просто сельское хозяйство. /М.С. В смысле, переход от присваивающего хоз-ва/
** Экологическое ограничение изменило исход войны из процесса
«бей и беги», столь типичное для столкновений амазонских групп, с тем, в котором
завоевание, подчинение и слияние были ее обычным результатом. Таким образом, в Андах, в отличие от
большая часть Амазонии - автономные деревни со временем уступили место вождествам, а в более ограниченных случаях вождества уступили место государствам.
https://digitalcommons.trinity.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1154&context=tipiti Вот еще из другого источника:
В 1970 году Карнейро опубликовал свой основополагающий вклад в теории раннего государственного образования. Это первая версия его «Теории кругозора», объясняющая, как война способствовала развитию государства. Согласно этому, цивилизации впервые возникли в шести областях - в долине Нила, на территории нынешнего Перу, в Мезоамерике, в китайской долине Хуанхэ, в долине реки Инд и в Месопотамии. Более поздние цивилизации в конечном итоге развились из них. В этих местах высококонцентрированные сельскохозяйственные популяции находились в условиях экологических ограничений. Они не могли расширять свои территории, потому что были «очерчены» пустынями или другими районами с низким потенциалом для заселения людьми. Война развивалась с целью получения контроля над ресурсами соседей с помощью силы. Разгромленные группы не могли бежать, потому что деваться им было некуда. У них не было другого выбора, кроме как принять правление чужаков, и так родилось раннее государство.
https://harngroup.wordpress.com/2020/08/19/robert-leonard-carneiro-4-june-1927-24-june-2020/** Таким образом, Карнейро постулировал, что общества эволюционировали из простых автономных неолитических деревень во все более крупные и сложные государства по мере того, как они проходили различные стадии развития, включая вождество. Кульминацией этого процесса стало образование доиндустриальных государств и империй. Таким образом, Карнейро рассматривал развитие вождества как прелюдию к формированию государства
По словам Карнейро, в районах, которые не были густонаселены и где ресурсы были распределены равномерно, например, в тропических лесах Амазонки, люди могли бежать от мародеров, а государство никогда не развивалось.
*** /Однако/ В последние годы наше понимание доисторических моделей расселения Амазонии претерпело революцию. Теперь мы знаем, что до эпидемий шестнадцатого и семнадцатого веков н. э. этот регион был густонаселенным, и его жители построили обширную стабильную и продуктивную среду, управляемую человеком.
* Боб считал, что не только культуры, но и сам человеческий разум эволюционировали от веры в нематериальное (или сверхъестественное) к секуляризму и рациональности. Он подробно изложил эти мысли в своей самостоятельно изданной книге «Эволюция человеческого разума»