Из первого тома Сочинений:
Фурье впервые установил великую аксиому социальной философии, что так как каждому индивидууму свойственна склонность или пристрастие к определённому виду труда, то совокупность этих индивидуальных склонностей должна образовать в целом такую силу, которая способна обеспечить удовлетворение потребностей всего общества.
Из этого принципа следует, что если каждый индивидуум будет предоставлен своей склонности и сможет делать то, что он хочет, то потребности всех будут удовлетворяться без тех принудительных мер, которые применяет современная общественная система.
Как бы смело ни звучало подобное утверждение, оно, однако, после доводов Фурье оказывается столь же неопровержимым, почти самоочевидным, как и колумбово яйцо.
Фурье доказывает, что каждый человек рождается на свет со склонностью к какому-либо виду труда, что абсолютная леность - бессмыслица, что она никогда не существовала и не может существовать, что в природе человеческого духа заложена потребность быть деятельным самому и побуждать к деятельности своё тело; что поэтому нет необходимости насильно принуждать людей к деятельности, как это делается при нынешнем устройстве общества, а нужно лишь дать верное направление их природной активности. Он устанавливает, далее, тождество труда и наслаждения и показывает всю безрассудность современной социальной системы, отрывающей их друг от друга, делающей труд тягостным, а радость - недоступной для большинства трудящихся. И затем он показывает, что при разумных порядках, когда каждый будет следовать своим собственным склонностям, труд может стать тем, чем он должен быть, - наслаждением.
https://www.rulit.me/books/sochineniya-tom-1-1839-1844-read-363944-292.html Вот как это перелагает Ойзерман:
В природе человека заложено постоянное стремление к деятельности; нет никакой необходимости принуждать к ней людей, нужно лишь путем разумной социальной организации дать правильное направление этому естественному стремлению. Все, что делает труд тягостным, вытекает не из сущности труда, а из индивидуалистической социальной организации, которая, как доказал Фурье, должна быть заменена коллективизмом, ассоциацией.
https://fil.wikireading.ru/13437 По ходу еще попался некий Шамшин В.Η.:
Вначале цитирует Энгельса: "немецкий теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна - трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно".
Еще основоположников о деятельности Сен-Симона: "Сен-Симон на смертном одре сказал своим ученикам: «Вся моя жизнь сосредоточена в одной мысли - обеспечить всем людям наиболее свободное развитие их природных задатков»".
Шамшин цитирует Энгельса о социализме Сен-Симона: "доля каждого из членов их общин в распределении продуктов определялась... количеством произведённой им работы..." Шамшин отмечает попытку Сен-Симона организовать распределение продуктов по труду.
* "Оуэн... ограничил рабочие часы на своей фабрике... Это было шагом вперед..."
** "Роберт Оуэн... уже в 1815 г. объявил общее ограничение рабочего дня первым подготовительным шагом к освобождению рабочего класса" (с) Энгельс
* Мнение Энгельса: "Фурье исходил не из гегелевской теории и поэтому - увы! - не мог прийти ни к познанию абсолютной истины, ни даже к абсолютному социализму". (Подчёркивание мое - М.С. - в правоту Вазюлина о единственно возможном коммунизме (подобно единственно бывшим возможными феодализму, капитализму), который потому надо сперва познать, а потом утвердить для его же сохранности.)
* "Маркс собирается подытожить результаты своих многолетних исследований в виде критики всей существовавшей до сих пор политической экономии и этим подвести под социалистические стремления тот научный базис, которого им до сих пор не смогли дать ни Фурье, ни Прудон" (с) Энгельс
* Предлагаю читателю сопоставить 2 фразы Энгельса и самому сделать вывод о сущности коммунизма: "Демократия в наши дни - это коммунизм", и: "Демократия, в конечном счёте, как и всякая другая форма правления, есть, на мой взгляд, противоречие в себе самой, ложь, не что иное, как лицемерие... Политическая свобода есть мнимая свобода, худший вид рабства: она лишь видимость свободы и поэтому в действительности - рабство".