Оригинал взят у
cetate в
Аглицкий парк Царицыно (или нужны ли России английские газоны)Хороша слобода, да крапивой поросла! (Даль)
Достаточно хорошо известный в узких кругах специалист по охране природы, научный сотрудник института им. Северцева РАН Людмила Волкова опубликовала в открытой печати несколько статей посвященных английским газонам(
http://www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/28/st02.html), которые стали так популярны в России в последнее время. В статьях она показывает их вредоносность для природы, поскольку в однородных насаждениях резко снижается разнообразие, как растений, так и насекомых. Я не собираюсь затевать полемику по этому вопросу, но меня волнует, что получилось в результате создания таких газонов в моем любимом парке Царицыно.
Несколько лет назад при начале реконструкции посетители парка могли наблюдать, как рабочие снимали естественный травяной покров вместе с верхним слоем почвы, затем завозили богатую перегноем почву и засеивали все это газонной травой. Через год уже было заметно, что прижилась она только на открытых хорошо освещенных участках. В результате появились прекрасные зеленые поляны и лужайки, открылся замечательный рельеф местности, который ранее не был заметен. Парк преобразился.
Но, к сожалению, в основной части лесного массива трава просто не взошла, и земля под вековыми липами осталась мертвопокровной. Зато в это теплое и влажное лето парк поражает буйством растений помоек: крапивы, лебеды, лопуха, недотроги, осоки, которые и не могли не вырасти в отсутствии естественной неморальной растительности (сныть, копытень, медуница, ландыш, ветреница).
Читаем русскую Википедию: Крапива двудомная. Ботаническое описание. "Многолетнее травянистое растение с мощным корнем и длинными горизонтальными корневищами... Размножение: семенами и вегетативно...Распространение и экология. Рудеральное (сорное) растение, растет у жилищ и заборов, вдоль дорог, на пустырях и заброшенных землях, в садах и огородах. Трудноискоренимый сорняк". Что получается, парк Царицыно превратился в сорное место? Разве этого хотел первый его садовник Френсис Рид, приглашенный Екатериной в 1784 г. Да и как-то это не вяжется с тем, что написано на стендах, размещенных по всему парку (см. пункт № 3).
В лучшем случае свободные места занимают проростки клена очень высокой плотности.
Зато рабочим парка добавилось новое весьма трудоемкое занятие - выдергивание крапивы и ее утилизация.
Дорогие авторы реконструкций наших улиц и парков! Может быть, Вы все-таки научитесь советоваться со специалистами, в Москве их предостаточно. Смею Вас уверить!
Да, кстати, всем нам нравятся белочки, такие милые и озорные, берущие орешки прямо с руки! Но завозить этого опасного хищника в Московские парки в таких огромных количествах можно лишь в тех случаях, если нам наплевать на дроздов, синиц и других не менее симпатичных тварей.
Р.S. Многие-многие годы мы катались по Верхнему Царицынскому пруду на весельных лодках, испытывая при этом невероятное наслаждение.
Неужели за последнее время наш народ настолько поглупел, что доверить весла ему уже нельзя, а людей можно катать только на моторке со скоростью пешехода-инвалида и в спасжилетах (пусть даже это и эскурсия).
МЧС не дремлет.
Прямо-таки ностальгия у меня по советским временам - временам «меньшей свободы, но большей независимости» (цитата из "Трех мушкетеров" А. Дюма).