В июне 1876 года в канцелярию Московского губернатора поступило прошение на открытие фотографии в селе Царицыне. В необходимом для выдачи свидетельства рапорте Московского уездного исправника читаем: «…дармштадский подданный Конрад Шиндель, …68 лет… в Москву прибыл из-за границы в 1875 году и проживает вместе с сыном своим Генрихом Шиндель; занимается торговлею мелочною на рынках у Сухаревой башни и бывает в разных городах на ярмарках. Поведения одобрительного, и ни в чем предосудительном не был замечен». Конрад Шиндель - это, пожалуй, самый известный царицынский фотограф. Сохранилось немало его фотографий с пышным рисунком на обороте паспарту и указанием «в селе Царицыне». Тематически его фотокарточки можно разделить на три группы: русские и иностранные монархи и выдающие деятели науки и культуры, актеры и, очень редкая категория, - шаржи на актерские работы. Просуществовала фотография недолго, в августе 1879 года она закрылась. У Шинделя была еще одна фотография - у Покровских ворот, в Лялином переулке, но фотографических карточек этого заведения практически не сохранилось.
Тогда же в Царицыне закрылось еще одно фотографическое заведение - Людвига Вильгельмовича Барклая. Просуществовало оно всего один сезон, и красочного паспарту с указанием Царицына, видимо, не было сделано. Как и Конрад Шиндель он выпускал фотопортреты известных лиц. Но прославился Барклай отнюдь не фотографией в Царицыне, а как производитель «безнравственных и соблазнительных» фотокарточек, за что он не раз подвергался различным наказаниям, как в Петербурге (где он во второй половине 1860-х имел ателье на Невском проспекте), так и в Москве. Возможно, и открытие заведения в Царицыне было вызвано желанием «приблизить к потребителю» сомнительное производство. В январе 1879 года Людвиг Барклай открыл фотографию в Царицыне, а в декабре в отчете московского исправника читаем «…в селе Царицыне фотография Барклая закрыта в августе месяце сего года, содержатель которой выехал в Москву». Там в начале следующего, 1880 года, Людвиг Барклай был арестован. Против него возбудили дело: «О рижском гражданине Людвиге Барклая, открывшем производство фотографических работ без надлежащего разрешения». Вероятно, как раз и имелась в виду фотография в Царицыне. Интересно, что Барклай не просто имел заведение в Царицыне. Он жил здесь с семьей. Его жена и дочь упоминаются в царицынских документах и после закрытия фотографии.
Долгое время после этого собственной фотографии в Царицыне не было. В это время большинство желающих открыть собственное дело брали разрешение на работу в дачных местностях или в Московском уезде в целом. И только в начале 1889 года в канцелярию московского губернатора поступило новое прошение. Проверив просителя, московский уездный исправник сообщал: «…неклассный художник Андрей Антонович Румянцев, образа жизни и поведения хорошего, проживая близ села Царицына, в урочище «Поповка», он занимается рисованием картин, под судом и следствием не состоял и не состоит и ни в чем предосудительном замечен не был. К удовлетворению означенного его ходатайства, препятствий не встречается». Судя по полицейским отчетам фотографию Румянцев содержал два года. Никаких следов его фотографической деятельности мне найти не удалось. Но оказалось, что некоторой известностью пользуется художник Андрей Антипович Румянцев. Именно так, «Антипович» подписал он свое прошение, хотя в официальных бумагах писалось «Антонович». Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, участвовал в выставках Академии художеств и Московского общества любителей художеств. Его картины попали в музейные собрания - Третьяковскую галерею и Чувашский государственный художественный музей. В Царицыне художник постоянно жил с женой с 1882 по 1908 год.
И снова Царицыно осталось без своей постоянной фотографии, хотя в отдельные годы на летние месяцы разные лица открывали в саду Диппмана свои заведения.
Но в памяти местных жителей осталось только одно имя - Михаил Осипович Световидов. Найти упоминаний о нем справочных изданиях о мастерах-фотографах мне не удалось. Родом Световидов был из царицынских крестьян, и жил здесь же на Крестьянской улице около старого Царицынского кладбища. Свое заведение он держал и до революции и после. Многие даже помнят место - в начале Прудовой улицы, напротив моста на Покровскую сторону. Как ни странно, узнать точные данные
о нем оказалось труднее всего. Часть дореволюционных архивных документов оказалась настолько ветхой, что исследователям их не выдают, но есть надежда, что вскоре их оцифруют, и они станут доступны. Да и о советском периоде жизни фотографа удалось узнать крохи, которые никак не хотят складываться в сколько-нибудь связное повествование. Вероятно, до войны Световидов продолжал работать фотографом. В июне 1932 года районная газета «В бой за коллективизацию» писала: «Фотограф Световидов М.О. почти инвалид не за страх, а за совесть работает с первых лет революции, обслуживая политические кампании, колхозное строительство, ликбез, всеобуч, политические и всевозможные кампании…»
Снимал Световидов местных жителей, поэтому и сохранились фотографии, как правило, в семьях. Фотографии наклеивались на подписные паспарту, сзади был именной штамп. После долгих поисков мне удалось достать две фотографии, еще пара хранится в домашних архивах потомков царицынских жителей, одну обнаружила в интернете. Это семейные фотографии с детьми, снятые или в саду или в студии. Именно студийный интерьер (хотя и значительно более аскетичный по сравнению с дореволюционным) помог мне подтвердить семейное предание о том, что одна из фотографий в нашем альбоме сделана в фотографии Световидова. Дата - 1929 год.
Я уверена, что многие наши читатели, чьи деды-прадеды жили в Царицыне, пороясь в своих фамильных альбомах, найдут фотографии, сделанные царицынским фотографом Михаилом Осиповичем Световидовым. А может быть найдутся и потомки - его или его родственников. Мне хочется обратиться к читателям: пожалуйста, напишите, если Вы что-то знаете о Михаиле Осиповиче, поделитесь копиями фотографий, расскажите, кто на них изображен. Давайте попробуем вместе восстановить еще одну страничку истории Царицына.
Автор: старший научный сотрудник, ГМЗ «Царицыно» Л.Г.Ерёмина