История Царицына. Литовский полон (часть первая)

Sep 10, 2013 14:17

Как мы уже писали, с начала русско-польской войны 1654-1667 гг. Семён Лукьянович Стрешнев оказался в эпицентре военных событий. В 1654 г. он был вторым воеводой северо-западной группировки русских войск и лично отличился при взятии нескольких городов. В компанию 1655 г. он был вместе с государём далеко на западе, в столице Великого княжества Литовского. После этого в 1656 г. Семён Лукьянович Стрешнев участвовал в русско-шведской войне, а в 1657 г. стал главой приказа Великого княжества Литовского, призванного заведовать управлением завоёванных территорий. Как все эти события можно соотнести с историей Стрешневских владений и возникших в них населённых пунктов в ближнем Подмосковье?

Первой из новых приобретений С.Л. Стрешнева упомянута деревня Шайдурова в декабре 1657 г. Как мы установили, жители этой деревни корнями своими не имели никакого отношения к жителям сельца Шайдурова вотчины А.Т. Борзецова (три двора, три человека). Упоминание о деревне встречается в описании выменянной Семёном Лукьяновичем Стрешневым пустоши Острединовой. О чём мы ещё расскажем. Земли этой пустоши находились в междуречье речек Городенка и Чертановка от места их слияния вверх по каждой речке до двух оврагов: один из которых, Шубинский, впадал в Городенку, а второй, Шайдуровский, - в Чертановку. Из этого треугольника надо было исключить земли деревни Шайдуровой. В описании пустоши Острединовой 1657 г. нет сведений о деревне Шубиной на Шубинском овраге, из чего следует вывод, что такой деревни в тот период ещё не было. Из всего этого мы предположили, что первой полоняниками в результате военных походов 1654-1655 гг. вглубь Великого княжества Литовского была заселена деревня Шайдурова, но ни в одном архивном источнике прямо не было указано, что она была заселена польским или литовским полоном. Долгое время всё это оставалось нашим, хотя и вполне логичным, но ничем не подкреплённым умозаключением.

Затем в сентябре 1666 г. сразу после смерти Семёна Лукьяновича в описании его владений, отошедших его жене, Марье Алексеевне, упомянуты уже три деревни: Шубина на речке на Черногрязке, деревня, что была пустошь Орехова на речке на Язве, и деревня Шайдурова, а Борзецова тож. Про первые две деревни было прямо указано, что они заселены литовским полоном. В деревне Шубино - «три двора крестьянских людей, в них мужеска полу 11 человек», в деревне Ореховой - «пять дворов крестьянских людей, в них мужеска полу 21 человек». Нам представляется, что деревня Орехова на одноименной пустоши возникла примерно тогда же, когда возникла и деревня Шайдурова, то есть в 1655-1657 гг. после первых двух успешных военных компаний на территорию Великого княжества Литовского. Деревня Шубина возникла позднее, и её национальный состав был совершенно другим, чем в деревнях Шайдурова и Орехова.

Про национальный состав литовского полона нельзя было судить по указанию, что это собственно литовский полон, что и подтвердилось позднее тем, что деревня Шубина стала деревней Хохловка, то есть эта деревня была заселена пленными казаками-украинцами. То, что деревня Шубина, будущая деревня Хохловка, возникла несколько позднее и была заселена, именно украинцами, находит историческое подтверждение.

Как мы уже писали, Россия после первых двух успешных военных компаний 1654-1655 гг. против Речи Посполитой развязала войну со Швецией. Но военная компания 1656 г. против Швеции в Прибалтике оказалась неудачной. Русские войска взяли много городов по течению Западной Двины. Успешным полководцем проявил себя при этом и боярин Семён Лукьянович Стрешнев. Но осада Риги провалилась, так как Россия не обладала флотом. Пришлось отступать. Передышка в войне против Речи Посполитой оказалась выгодной последней. После смерти 27 июля 1657 г. Богдана Хмельницкого украинским гетманом был избран Иван Выговский, который сначала притворялся лояльным к Москве, но затем в сентябре 1658 г. подписал с польским королём Яном Казимиром Гадячский договор, по которому признал подданство Украины перед королём при условии широкой автономии Украины. Это было открытое предательство. Казацкие части активно участвовали в первых двух военных компаниях России 1654-1655 гг. на её стороне. Поэтому маловероятно, чтобы полон в эти годы мог состоять из казаков. В южных районах Белоруссии в городах стояли казацкие гарнизоны. И вот в одночасье все эти города оказались занятыми противником. Россия не могла уже мечтать о походе на Варшаву, а вынуждена была заниматься казацким вопросом, направляя основные вооруженные формирования на Украину и в южную Белоруссию.

Основные военные события развернулись в 1659 г. Весной в южной Белоруссии русские войска нанесли поражение союзным польско-казацким войскам под Мстиславлем и овладели этой крепостью, которую защищали верные Ивану Выговскому казацкие полковники Самойла Выговский и Иван Нечай. После взятия Мстиславля русские войска осадили построенную по самому высокому европейскому уровню фортификации крепость Старый Быхов. Одновременно была начата осада Конотопа, где засел верный гетману И. Выговскому полковник Гуляницкий. Геройской смертью в битве под Конотопом погиб князь Семён Петрович Львов, владелец нескольких бывших Булатниковских пустошей, смежных с Черногрязскими владениями Стрешневых. После победы под Конотопом над русскими войсками инициатива перешла к запорожским казакам, которых русские называли черкасами, и союзным с ними татарам. Они обошли с запада через Украину Белгородскую засечную черту и подвергли страшному разорению и погрому южно-русские области, проникнув на север до Тульского уезда. В плен было уведено десятки тысяч русских. Такое положение сохранялось до осени 1659 г., когда русские войска попытались вернуть себе инициативу на всех фронтах. Всё это говорит о том, что полон из запорожцев до осени 1659 г. также был маловероятен. 4 декабря 1659 г. русские войска в южной Белоруссии одержали важную победу, приступом взяв крепость Старый Быхов, а сидевшие в осаде упомянутые казацкие полковники были пленены и отведены в Москву. Вместе с ними в плен попали и казаки, находившиеся под их командованием. Победители были щедро награждены царём - им были в качестве медалей розданы золотые и позолоченные монеты. Напомним, что боярин Семён Лукьянович Стрешнев в это время возглавлял Приказ Великого княжества Литовского и вполне мог разделять лавры победителей в виде награды пленными запорожцами. Таким образом, наиболее вероятная дата появления деревни Шубиной - 1660 г.

История Царицыно

Previous post Next post
Up