История Царицына. Первые жители

Apr 08, 2013 09:00

Мы не можем твердо сказать, были ли на землях Черногрязской вотчины Лукьяна Степановича Стрешнева в момент, когда он её приобрёл, а затем присоединил к ней пустошь Бабенково, а Бабкино тож, населённые пункты. В 1646 г. состоялась перепись всех вотчин и поместий в Московском уезде. Из этой переписи мы узнали, что в Черногрязской вотчине было две деревни: деревня Казаринова и деревня Киселёва. Обе деревни носили названия, связанные с прежними владельцами этих земель. Деревня Казаринова получила своё название от имени владельца пустоши Коржавиной стрелецкого головы Казарина Давыдовича Бегичева, а деревня Киселёва - от фамилии владельца пустоши Бабенково, а Бабкино тож, московского дворянина Ивана Большого Степановича Киселёва. Из этого можно заключить, что эти деревни были всё же основаны именно этими лицами, а жившие в этих деревнях крестьяне сохранили в названиях деревень память об этих владельцах. Не случайно в архивных документах указывается, что пустошь Бабенково, а Бабкино тож, имела крестьянское прозвание - Киселёва.

Если наше предположение верно, то административным центром Черногрязской вотчины была деревня Казаринова, так как деревня Киселёва вместе с пустошью, на которой она находилась, была присоединена к вотчине только в 1635 г. Место нахождения деревни Киселёвой определить нетрудно. На её месте впоследствии возникло село Чёрная Грязь, а затем и Царицыно. Правильнее же сказать, что деревня Киселёва получила статус села, когда в полутора километрах от неё примерно в 1683 г. был воздвигнут храм во имя Иконы Божьей Матери "Живоносный Источник". Но последний раз в архивных документах мы встретили упоминание деревни Киселёвой в 1711 г. Заметим, что другие исследователи в своих работах очень много пишут о селе Богородском, выделяя именно это название села. Однако это название у села продержалось всего шесть лет с осени 1683 г. по осень 1689 г., и, если уж стоит упоминать это название, то мы считаем, что делать это надо именно с оговоркой на такую временную краткость. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся.

Последние дома древней деревни Киселёвой (села Царицыно), которая просуществовала на одном и том же месте на древнейшей Коломенской (она же впоследствии Большая Каширская) дороге примерно 380 лет, были снесены лет 10 - 15 тому назад. Никто никаких раскопок тут не производил, потому что никаким "археологам" и "историкам" ни древняя деревня, ни древняя дорога оказались не нужными. Это ведь не курганы вятичей копать, где можно или свою славу или сокровища найти.

Надо полагать, что и деревня Казаринова была расположена на той же самой дороге, но повыше в сторону нынешней станции метро "Орехово". Именно эта небольшая деревня, заселённая пленными поляками, получила статус административного центра вотчины, так как именно здесь был построен вотчинный двор царского тестя Лукьяна Степановича Стрешнева. Опять же, заметим, что никаким "археологам" и "историкам" все это не интересно.

Лукьян Степанович Стрешнев первоначально решил использовать новые земельные приобретения для организации охотничьего ловчего, то есть псарского хозяйства. Так, в деревне Казариновой согласно Списку с переписной книги 1646 года сёл и деревень и дворов дворцовых в подмосковных волостях был отмечен двор делового человека, вероятно, ловчего, и три двора крестьянских кабальных людей: «Во дворе Васко Поляк, во дворе Спирка Михайлов, во дворе Петрушка Иванов». Все они были полоняники, то есть попавшие в плен участники прошедшей русско-польской войны 1631-1634 гг., которые были обращены в кабальных холопов выдачей им соответствующей ссуды. Главной их задачей было разведение и содержание охотничьих собак.

Псовая охота была наиболее распространённым способом охоты во время царствования Михаила Фёдоровича Романова, его сын, царь Алексей Михайлович, предпочитал уже соколиную охоту.

Согласно этого же Списка с переписной книги 1646 года сёл и деревень и дворов дворцовых в подмосковных волостях в деревне, что была пустошь Бабенково, а Бабкино тож, и которую по крестьянскому прозванию стали называть деревней Киселёвой, было пять дворов, хотя переписчик написал четыре двора, и 17 человек крестьян. При этом учитывались только лица мужского пола: «Во дворе Ивашко Григорьев з детми: Остка дватцати лету, Афремко пятнатцати лету, Нестерко десяти лету, Абрамко семи лет, Алешка пяти лет. Во дворе Афонка Герасимов. Во дворе Гришка Остафьев з детми: Васко двенатцати лету, Офонка четырех лет. Во дворе Тренка Прокофьев с пасынком своим Вефтифьем Ивановым петнатцати лет, да с детми своими: сын Сенка шти лет, да сын Васко трех лет. Двор Алешка Афонасьев з детми: (неразборч.) дватцати лету, да Абрамка двенатцати лету»

Через восемь лет, когда вотчинником стал уже Семён Лукьянович Стрешнев, в Москве и Подмосковье во время следующей русско-польской войны свирепствовала сильнейшая эпидемия чумы, или как её ещё называли моровой язвы. Из 130 дворовых людей Семёна Лукьяновича Стрешнева, которые были у него в Москве, в живых осталось 30 человек. Подобная участь могла постигнуть и многих крестьян в его ближних подмосковных вотчинах.

Это видно из следующего. В деревнях Казариновой и Киселёвой в 1646 г. было восемь дворов и 20 человек мужского пола, а в 1666 г. в деревне Киселёвой - восемь дворов и 14 человек мужского пола. Крестьяне деревни Казариновой после войны при Семёне Лукьяновиче Стрешневе были, хотя вероятность этого и не все 100 процентов, переселены в деревню Киселёву, а сама деревня Казаринова исчезает. Они уже не были кабальными, так как по закону в указанное время кабала не могла быть больше 15 лет, и через этот срок кабальный холоп становился крестьянином. Были переселены Петрушка Иванов и Спирка Михайлов, у которых в 1646 г. не было сыновей, но позднее мы встречаем их потомков в деревне Киселёвой.

По сравнению с 1646 г., несмотря на равенство количества дворов в деревне Киселёвой - восемь, состав их к 1666-1672 гг. сильно изменился. Мы уже не находим дворов Васьки Поляка, Афонки Герасимова, Трёнки Петрова и Алешки Афонасьева, ни их потомков. Количество дворов сохранилось в результате выделения сыновей у некоторых крестьян в самостоятельные дворы. Появились и пришлые крестьяне, о которых мы расскажем в другой раз.

Из первых жителей деревни Киселёвой до нашего времени живы потомки только от Ивашки Григорьева. У некоторых первопоселенцев деревни Киселёвой также было потомство, но их родовые ветви пресеклись в прошлых веках.

Происхождение фамилий жителей Царицына XIX и XX веков от первых поселенцев (жителей) деревень Казариновой и Киселёвой (села Чёрная Грязь)

Имя отчество первопоселенца, деревня
Имя, отчество сыновей, от которых пошло потомство
Фамилии, дошедшие до советского периода

Петрушка Иванов (д. Казаринова)
Иван Петров, сын
Гасилины

Балтагины

Балмашные

Данилины

Зуйковы

Бурлаковы

Михаил Петров, сын
Чугунной

Ивашко Григорьев (д. Киселёва)
Нестер Иванов Волк, сын
Туркины

Волчковы

Волченковы

Волченковы в селе Покровском

Колотилины

Абрам Иванов, сын
Бычковы

Воробьевы

Вот мы привели фамилии наших современников, предки которых жили в этих местах почти 380 лет. Люди с этими фамилиями живут сегодня рядом с нами и причём, как и их предки практически на том же самом месте. Если бы лет 10 назад кто-нибудь мне сказал подобное о моих предках, я бы заснуть не мог от переживаний, настолько это лично для меня, конечно, было бы потрясающим и важным открытием. Мне удалось отыскать несколько таких современников, которым я открыл тайну их происхождения. Но, увы, увы!!! Оказалось, что это им вовсе и не интересно. Вот это стало для меня огромнейшим разочарованием. Значим мы действительно живём только для себя любимых, не чувствуя свою сопричастность истории, предкам и своей родине, и оправдывая пословицу об "Иванах не помнящих родства"? Это ужасно!!! Но я верить в это отказываюсь, думаю, что таких себялюбцев все же меньшинство, потому что если они станут большинством, то это и будет признаком конца России.

История Царицыно

Previous post Next post
Up