Как на Варшавских прудах уток спасали

Nov 19, 2016 15:50

Оригинал взят у notglamour в Как на Варшавских прудах уток спасали
Мне просто очень захотелось поделиться этой новостью!

*********************************************************************************

Несколько дней в интернете бурно обсуждалась история с замерзающими Варшавскими прудами, в ежедневно уменьшающейся полынье которых плавало несколько десятков не улетевших на зимовку уток. Совместными усилиями местных жителей, сотрудников и волонтёров подмосковной организации «Дно болот» и сотрудников МЧС всех уток удалось спасти.

Эта история началась ещё в июне, когда в результате аварии на трубопроводе в пруд, находящийся рядом с домом 131 по Варшавскому шоссе, хлынула горячая вода. Тогда в пруду погибли 15 живших там уток.

15 сентября, за несколько дней до выборов, в рамках предвыборной компании кандидата в депутаты Госдумы Анатолия Выборнова в пруд выпустили 20 уток. Из выпуска в пруд уток сотрудники районной управы Южное Чертаново устроили вместе с кандидатом в депутаты показательную публичную акцию. Тогда никто не подумал о том, что будет с этими утками зимой. А всего полтора месяца спустя для спасения несчастных уток пришлось проводить целую операцию.



С наступлением заморозков пруд стал покрываться льдом, полынья, в которой плавали утки, с каждым днём становилась всё меньше и меньше. А утки всё не улетали, хотя многие их сородичи, живущие летом на московских прудах, на зиму улетают в тёплые края. Жители стали беспокоиться - утки даже не перелетали на соседние пруды, как этот бывало с предыдущими жившими здесь утками.

У уток было крупное тельце и маленькие крылья, так что даже высказывалось предположение, что для выпуска в пруд приобрели уток с подрезанными крыльями. В действительности, как пояснила орнитолог Елена Зубакина из Союза охраны птиц России, в пруд выпустили уток вообще не летающих: «Это специально выведенный вид домашних уток, они вообще летать не умеют, предназначены для разведения на птицефермах на мясо. Таких уток в природу выпускать было нельзя».



Обеспокоенные жители стали звонить в выпустившую уток в пруд управу, просили что-либо сделать, чтобы неулетающие утки не вмерзли в лёд. «Со 2 ноября активисты начали стучаться во все двери. Первой подняла тревогу и стала писать в соцсетях, и даже достучалась до тележурналистов Мария Тимачева. Отреагировало МЧС, совместно с местными жителями удалось пробить полынью. Департамент природопользования и охраны окружающей среды пообещал принять уток на зимовку, но для этого их надо поймать, а они этим не занимаются. Были написаны письма в управу, префектуру ЮАО, в мэрию, в МЧС, всем муниципальным депутатам, депутату Мишину из Мосгордумы от района. А также на телеканалы Лайф и Москва24. И не я одна. Полная тишина на всех уровнях! На сайте m24.ru впоследствии была информация, что утки спасены. Я запросила опровержение, но в ответ тишина», - написала на своей странице в фейсбуке Екатерина Дмитриева, ещё одна неравнодушная жительница района, все эти дни отслеживавшая ситуацию с утками и будоражившая кого только можно.



Департамент природопользования действительно был готов принять уток на передержку до весны, но не был готов заниматься спасательной операцией. В МЧС на продолжающие поступать звонки отвечали, что они занимаются только случаями, в которых есть угроза жизни людей, и рекомендовали обратиться в поисково-спасательный отряд «СпасРезерв». Потом из этого отряда приезжали спасатели, но без необходимого оборудования (лодок, сетей, гидрокостюмов) выловить уток было невозможно.

«Вообще в таких условиях работать очень сложно - лёд тонкий и ходить по нему не проваливаясь уже невозможно, в то же время, открытой воды, чтобы плавать на лодках, там тоже мало, приходится буквально прорубаться через лёд», - пояснили нам потом в МЧС сложность такой работы, - «Такую операцию надо специально готовить по определенному плану, прикармливать уток поближе к берегу, потом заранее установить сеть на прикормленном месте, чтобы локализовать их сеткой при очередном кормлении. А гоняться за ними по тонкому льду очень сложно».

После нескольких неудачных попыток «СпасРезерва» на пруд приехали двое сотрудников 7-го отряда МЧС. Они привезли с собой гидрокостюмы и помогли выполнить очень сложную часть работы - заведение сетей по тонкому льду и воде.



К этому времени к спасательной операции подключился частный Центр реабилитации и реинтродукции диких птиц «Дно болота» из подмосковного Ногинска. В Москву приехала руководитель центра, ветврач-орнитолог Алёна Резниченко, а с ней несколько волонтёров. Они привезли с собой надувные лодки и специальное ружье, которое может стрелять сетью. Заключительная стадия операции спасения проходила 9 ноября и продолжалась до поздней ночи.



Руководитель центра «Дно болота» Алёна Резниченко

Полынью постепенно окружали большой сетью (сеть, говорят, всё же закупила управа), но подвести её ближе к полынье по тонкому льду было невозможно без того, чтобы спуститься на воду. Волонтёры из «Дна болота» заводили сеть на резиновых лодках, а двое сотрудников МЧС в ярко-красных гидрокостюмах то подбирались к полынье ползком, то шли в доходившей почти до пояса ледяной воде.



«Уток ловили в несколько этапов, они же всё время вырывались - сначала 11 уток перескочили через сеть, их поймали, потом вырвались три самые шустрые утки, которые смогли подняться на метр от воды и перескочить сеть. Но они всё равно не улетали. У одного МЧС-совца прохудился сапог гидрокостюма, жители принесли ему термос с горячим питьём», - рассказала Activatica очевидец операции спасения профессиональный фотограф Надежда Ефременко, чьи фотографии можно увидеть в этом репортаже. «Я подумала, что нужно в эту ситуацию включиться, что вряд ли кто-то будет спасать каких-то уток. Я подключаюсь тогда, когда я вижу, что нужна моя помощь ­- здесь нужна была информационная поддержка, нужно было людей тормошить», - пояснила своё участие Надежда.



Сеть на лодках постепенно приближали к берегу, где их отловливали при помощи большого сачка. Пойманных уток посадили в коробки и погрузили в машины. Потом они ночью ехали с этими утками в Ногинск и потом сдали их человеку, которому они доверяют и уверены, что он будет за ними хорошо ухаживать. Но три утки всё ещё оставались на пруду и уже не было надежды их спасти, когда уже ночью на пруд вернулись сотрудники МЧС со своими гидрокостюмами. С их помощью удалось выловить трёх ещё остававшихся на воде уток.



Спасение уток на Варшавских прудах, благодаря активности и небезразличию местных жителей, помощи сотрудников МЧС, Центра реабилитации и реинтродукции диких птиц «Дно болота» закончилось благополучно. Но эта история показала, что в Москве нет согласованной схемы взаимодействия разных государственных органов в таких случаях. Хотя ничего экстраординарного в этой ситуации нет, она в том или ином виде может повториться в любом месте и в любое время.









Все фото: Надежда Ефременко

Читать подробнее на сайте Активатика

ООПТ, окрестности Теплого Стана

Previous post Next post
Up