Хочу написать о Владимире Леонидовиче Шишкове.
Картинки взяты с временно неработающего сайта, временно неработающего доцента Шишкова (
http://community.livejournal.com/msk_poligraph/88850.html)
Картинки сфотографированы и откорректированы Сергеем Шишковым, сыном художника. (здесь его статья для журнала "Наше Наследие"
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7821.php)
Коротко: учился в Полиграфе у Андрея Васнецова. По словам Шишкова, уже во время учебы испытывал большое влияние русской иконы, Кузнецова, Сарьяна. Конечно, многому он научился у Васнецова, но уже тогда его живопись была непохожа на живопись верных учеников Васнецова.
Большое значение имела атмосфера Полиграфа, школы ВХУТЕМАСА. Влияние школы Фаворского, которое сказалось не во внешнем сходстве, а в глубоком понимании принципов построения пространства, законов восприятия и изобразительной плоскости.
Важно то, что Шишков и график и живописец. Как он говорит: гравюра проверяется живописью, а живопись гравюрой. Условность цвета цветной гравюры отражается в живописи и наоборот.
Второй момент: Шишков "реалистичный абстракционист", его поздняя абстрактная живопись органично выливается из натурной работы. Все эти вещи пространственны, сюжеты найденные в работе с натуры свободно переходят в абстрактную живопись и гравюру. Само слово "абстракция" Шишков употребляет с иронией: "что может быть реальнее треугольника?"
В графике Шишкова имеет огромное значение белое, как основа изображение. При этом он не страдает полиграфской боязнью "черных рисунков", как не страдает и боязнью черной краски, открытого цвета и пр.
Еще в 80-е Шишков снискал известность в кругу московских художников как создатель монументальных гравюр на фанере. Он первым из московских художников освоил уникальную технику акварельной печати, основанной на восточной традиции гравюры. Стремление к монументальности изображения вообще свойственно Шишкову. Живописные серии обьединяются в многометровые пространственные композиции - какую-то живописную архитектуру.
Еще один важный момент: Шишков "вариативен", он не бредет по найденной однажды дорожке, но его пути разнообразны и непредсказуемы. Никогда не знаешь, что он еще придумает. Штампа на нем не поставишь: это и не супрематист, не правоверный ученик Васнецова, Фаворского или Ливанова, Пикассо, Матисса, хотя все эти художники на него влияют и он живет с ними в одном пространстве.
Шишков, как преподаватель: желчный, ядовито-остроумный, безжалостно высмеивающий лень и ограниченность. Радикально изменяет представление о жизни и искусстве. Обожаем учениками.
В связке "Ливанов-Шишков" последний играл роль злого следователя, Ливанов - доброго. Все хвалимые Ливановым работы Шишков разносил в пух. Активно удерживал студентов от слепого подражания Ливанову. Всегда предупреждал об опасности любимых ливановских приемов: блика и рефлекса.
Осаживал увлекшихся мнимой легкостью работы "на приёме". Пожалуй это было серьёзней бугаковской непримиримой борьбы с ливановскими "бликами и пальчиками". Тут было понимание того, что эти приемы хороши как момент остроты, увиденности, а не как рутинные способы построения приемлемой картинки.
Каждому, кто учился у Шишкова, есть что сказать помимо вышеизложенного - настолько интенсивно это было. Поэтому буду рад любым добавлениям.
Картинки:
Просто кучей, без дат и названий, условно поделенные на ранние и поздние. Количество работ Шишкова повергает в шок - это совершенно случайная выборка с сайта.
Ранняя живопись, 80-е годы:
продолжение следует