Весенняя Семча

May 27, 2016 11:43

На майские праздники открыли наконец сезон - сходили на недельку в Карелию на речку Семча. Получилось намного интереснее и круче чем ожидали.

[Скучные цифры и технические детали для тех, кто ищет информацию о маршруте]
Нитка маршрута: оз.Пунозеро - р.Семча - р.Суна - пос.Гирвас
Протяженность маршрута: около 70 км.
Даты прохождения: 30 апреля - 7 мая 2016.
Продолжительность: 8 дней, из них 2 дня стапель-антистапель, 1.5 дня дневки, 4.5 ходовых дней.
Средства сплава: три двухместные байдарки "Гарпун", одна одноместная байдарка "Смена".
Уровень воды: высокий
Категория: ну я бы сказала байдарочная двойка с элементами тройки, но тут как обычно все относительно.

Заброска: от Петрозаводска на машине до Пунозера около 150 км. Изначально планировали ехать от Медвежьегорска, но с перевозчиками там не очень. Поэтому решили забрасываться из Петрозаводска, дешевле (конкуренция - великая вещь) и со знающими людьми.
Выброска: также на машине от плотины в Гирвасе до станции Кондопога (также ходят автобусы).



Сплав по Семче - не очень популярный среди походников маршрут. И вправду, летом тут должно быть так себе: пороги и красивейшие разливы мелеют, образуется много завалов и, соответственно, обносов, река становится слишком узкой, и не интересной. Но вот в высокую воду места преображаются: Семча извивается змеей, за каждым поворотом открывается новый пейзаж. Затопленные луга и долины поражают красотой, многочисленные шиверы и перекаты не дают заскучать, а не описанные ни в каких картах и отчетах пороги - расслабиться.
   К сожалению, я не вела дневник, поэтому повествование скорее "ощущательное", чем информативное. Первые километров 15 маршрута, может, чуть больше, скорее разминочные: выход из озера, разливы, перекаты.


У нас разминка заняла полтора "ходовых" дня. Дело в том, что первый в сезоне поход решено было сделать экспериментальным, а именно:
- с экспериментальной надувной однушкой
- с новичком, а значит в экспериментальном составе экипажей
- экспериментальным мясом, а точнее домашним аналогом тушенки
- экспериментальными походными блинами
- экспериментальной баней
- экспериментальным алкоголем
Не все получилось конечно так, как задумывали, но в целом получилось отлично. Так вот, разминку мы плыли полтора дня, менялись парами, вспоминали как грести, в общем, привыкали к подзабытой за зиму водно-походной обстановке. К концу второго апреля вроде привыкли, и собственно с третьего ходового дня пошли в нормальном темпе, а маршрут стал значительно интереснее.


На маршруте четыре наиболее интересных порога, которые точно стоит осматривать. Причем, по моим ощущениям, расположены они почти по уровню сложности. Первый, встреченный нами порог не имеет названия (или оно мне неизвестно), поэтому назову его Плитой. Не знаю, приложил ли тут руку человек или постаралась удивительная карельская природа, но порог представляет собой лесенку из трех очень ровных каменных плит, расположенных ступеньками. Летом тут однозначно не пройти - даже по высокой воде груженые байдарки слегка чиркали кильсоном по краю плиты. Слив слева, прямой, идти нужно точно по нему, вход в порог чуть левее центра, течение достаточно сильное, прижимов нет, "Смена" со своим надувным дном пролетела как по маслу. Все экипажи прошли успешно и весело.
   Следующим шел порог "Юрка". Осматривали с правого берега - смотреть удобно, а вот страховку ставить практически негде. Порог по высокой воде тройка: бурный водный поток, достаточно крутой поворот с прижимом к скале и камням, после поворота несколько приличных бочек. Мы очень впечатлились и решили первой послать маневренную однушку с надувным дном. Как оказалось, это решение было в корне неверным. Мы стояли на месте старта, помахали Никите рукой и стали пристально на него смотреть. Надо сказать, что точка обзора была так себе, но ярко-красная каска хорошо различима на любом фоне. И вот эта самая каска довольно шустро качается-движется, и... исчезает. Закрадывается легкое беспокойство и происходит примерно такой диалог:
- Он кильнулся?
- Да нет, там просто слив резко вниз.
- Ааааа, ну ладно.
- А может...
И мы резко побежали смотреть что случилось. Когда добежали до удобного места, увидели Никиту, машущего нам рукой со льдины на левом берегу, и "Смену", достаточно бодро уплывающую кверху пузом вниз по течению. Но это было только начало истории)))
   Дальше наш отважный капитан решил взять на свой экипаж роль спасателя Никиты, уплывающей байдарки, а самой главное, котелков, которые пребывали в носу этой самой байдарки и с каждым мигом отдалялись от нас, что было крайне опасно. Заразиться спасательным настроением капитана и отправить тяжелый гарпун с очень сильным, но неопытным матросом, - это было второе наше неверное решение. Ребята начали вход в порог чуть-чуть правее слива и... сели. Причем сели весьма неудачно: течение на входе в порог уже очень сильное, вылезти мальчики смогли, а вот перетащить груженую байду и вдвоем безопасно сесть в нее - это было уже из области фантастики.
   И началась операция по спасению спасателей. Не буду описывать, как мы ползали в ледяной воде по кидали морковки (одна безвременно скончалась), скажу только что все закончилось успешно. Но не стоит забывать, что котелки за время, ушедшее на операцию спасения, отдалились от нас еще на некоторое, неизвестное пока, расстояние. Не прошедшую порог байдарку решено было разгрузить и обнести, но оставалось еще две. На одной из них и был совершен первый успешный проход "Юрки", и я в нем, ура-ура, участвовала.
   Входили в порог на скорости беременной улитки, нужно было не сесть на камни, как предыдущий экипаж и при этом не уходить влево, как кильнувшаяся однушка. Шли точно по сливу, как только в повороте почувствовали прижим, сразу стали неистово выгребать вправо, набрали приличную скорость и пробили все бочки. Прошли! Пронеслись мимо Никиты, который сумел за это время спасти свое весло, и понеслись на всех парах и веслах за виднеющейся на следующем повороте "Сменой". Как оказалось, дисциплинированная байдарка все это время ждала нас недалеко от порога, прибившись к правому берегу, но почуяла погоню и решила продолжить свой самосплав. Но у нее не было шансов - быстро изловили, убедились, что котелки на месте и выдохнули. Через некоторое время к месту стоянки подплыла оставшаяся группа на двушках (последняя тоже удачно прошла порог) и спасенный первопроходец, даже со своим веслом. Место для стоянки было отличное, так что после таких нагрузок и эмоций устроили полу-дневку, отдыхали и пекли блины.
   Мы все еще прилично отставали от намеченного графика, поэтому дальше шел полный ходовой день. Он получился даже более полным, чем мы рассчитывали. Река после "Юрки" сильно петляет и не дает заскучать - много достаточно длинных шивер и перекатов, берега становятся выше, появляются крупные камни и скалы. Шли ходко, мой (единственный женский) экипаж, почти летел, то ли из-за веса, то ли по состоянию души. Чем дальше в лес (ниже по течению), тем сильнее река шумела, а никакой информации о порогах на этом участке у нас не было. В итоге прошли еще один безымянный порог, очень похожий на предыдущий, поэтому назову его "Юрка-2". Тоже с поворотом направо и бочками на выходе, только берега пониже и поворот мягче. На этот раз было достаточно удобное место для страховки, но она, счастью, не понадобилась - мы немного перестраховались, обнесли однушку и прошли порог в привычных "семейных" составах.


Дело шло к вечеру, через пару километров должен был начаться последний на маршруте каскад "Сухих" порогов, поэтому решено было искать место для стоянки, как водится "воооон за тем разливчиком". План был неплох, пересаживаться в удобные пары ради пары километров было лень, поэтому я осталась с Никитой, а Ксюша (мой капитан в этом походе) села с Леной. Девчонки еще ни разу не гребли вместе, но на спокойной воде, да и на перекатах, чувствовали себя уверенно.
   Мы шли в приподнятом настроении. Стоянки все не было и не было. Постепенно, река снова начала шуметь. После нескольких каскадов перекатов стало понятно, что мы идем уже по "Сухим порогам". Пороги эти представляют собой несколько километров перетекающих друг в друга шивер, а заканчиваются достаточно бурным безымянным порогом, по низкой воде, безусловно, сухим. Но этот коварный порог был впереди, и мы про него совершенно ничего не знали. Где-то в середине "Сухих" река раздвоилась (мы прошли по левому рукаву, но по идее по правому было бы быстрее), стало очевидно, что этот каскад придется пройти до конца. Наконец мы доплыли до моста, по которому даже проехало несколько машин. Это должен был быть ориентир конца порогов - собственно, так оно и было. Но сразу после моста река круто поворачивала зигзагом между двух скал и этот поворот шумел, хотя и не очень сильно, как нам тогда показалось. Солнце уже опустилось достаточно низко и сильно слепило глаза, нужно было срочно разбивать лагерь, поворот казался не опасным и мы пошли без осмотра. Первой пустили однушку, немного выждав - девочек. Потом пошел наш экипаж.
   Я, как обычно, была без солнечных очков, поэтому совершено ничего не видела и просто закрыла глаза и гребла вперед. Брызг было не больше, чем обычно, шум не особо сильный, тут мы наконец повернули, солнце спряталось за правым берегом, я открыла глаза... и поняла, что мы входим в порог, причем намного опаснее, чем "Юрка". Поворот очень хорошо маскировал звуки: поток бурлил между двух скалистых берегов, виднелись огромные камни и валы. Думать было поздно и мы шли)) Честно говоря, мы так переживали за первые два экипажа, что сами даже не успели испугаться. Прошли четко между скалами и камнями, даже нигде не чиркнув, хотя в конце орали друг другу грести в разные стороны, что и помогло пройти четко между двух валунов.
   Вышли, и увидели и Толю на однушке и девочек, мокрых насквозь, но целых и счастливых. Последний экипаж тоже прошел успешно, я не знаю, как мы это сделали, но сделали! Это была четная трешка, и ее таки прошли, хотя девченкам и пришлось в повороте отталкиваться веслами от скалы.
После такого успеха (и нагнав за день свое отставание) мы встали на правом берегу в тихом красивейшем заливе на дневку.




Окончание похода было спокойным: построили баню, попарились и искупались, даже наловили немного рыбы. До конца маршрута оставалось чуть больше двадцати километров по тихой воде, которые мы преодолели за один ходовой день.
   Надеюсь, большой поход будет не менее интересным и богатым на впечатления и сюрпризы.


PS. Ребята, я люблю вас! Спасибо за отдых, фото и просто спасибо))
PPS. В этот раз без видео, может быть, будут позже.


байдарки, Карелия, сплав

Previous post Next post
Up