Управа района "Сокол" наконец-то обустроила воинский мемориал в сквере "Арбатец" на улице Алабяна. Сей мемориал был воздвигнут в 2013-16 годах Общественным советом по увековечению памяти героев войн 19-20 веков, погребенных на кладбище "Арбатец" и соседних некрополях, которые были расположены на территории нынешнего района "Сокол". В создании уникального мемориала героям Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ местные жители района и краеведы, прихожане и администрация Храма Всех Святых на Соколе.
Воинский мемориал в сквере "Арбатец" на улице Алабяна после реконструкции и обустройства.
Сохранившееся старинное надгробие в сквере "Арбатец" с прикрепленной информационной табличкой с текстом: «На этом месте был некрополь «Арбатец» для простонародья и инвалидов Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской войн».
На первой символической надгробной информационной плите высечен текст: «Плита примирения и памяти Русских героев битвы за Севастополь, Плевну, Шипку, Порт-Артур, крепость Осовец и «Атаки мертвецов». Тут был некрополь «Арбатец» при Алексеевском, Александровском и Елизаветинском приютах, где погребены участники Крымской, Русско-Турецкой за свободу Болгарии, Русско-Японской, Первой мировой войн, Белого движения, юнкера, чины полиции, бойцы Красной армии и милиции, советские летчики, зенитчики и защитники Москвы».
Текст на второй символической надгробной памятной плите: "Героям Брусловского прорыва и воинам-инвалидам, погребенным в районе "Сокол". К 100-летию наступления войск Юго-Западного фронта в 1916 г., которым командовали генералы Алексей Брусилов, Владислав Клембовский, Алексей Каледин, Михаил Ханжин, Владимир Сахаров, Дмитрий Щербачев, Платон Лечицкий".
Историческая справка о кладбище, которое в 19-20 веках было расположено на территории нынешнего сквера "Арбатец", опубликована в сообществе "Всехсвятское" в статьях:
"
1 августа на кладбище "Арбатец" возложат цветы и откроют плиту "Примирения и Памяти Русских героев";
"
В сквере "Арбатец" открыли памятную плиту забытым героям Брусиловского прорыва".
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Много лет назад, когда местность эта была еще пригородом Москвы, здесь располагался Воинский некрополь "Арбатец", который в народе именовался "Солдатским кладбищем". Хоронили здесь погибших участников разных войн: Крымской, Русско-турецкой (за освобождение Болгарии от Османского ига), Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной, а также воинов, скончавшихся в московских госпиталях и приютах для воинов-инвалидов.
Кладбище «Арбатец» известно с 19-го века, как место где хоронились Православные Христиане из простонародья и малообеспеченных (беднейших) слоев населения.
В конце 19-го века на кладбище «Арбатец» стали хоронить Георгиевских кавалеров и ветеранов Крымской и Русско-турецкой войн, скончавшихся от ран и увечий в Алексеевском и Александровском приютах.
Александровское убежище для увечных воинов было основано в 1878 году.
Алексеевское убежище-приют для увечных офицеров основано в 1893 году.
К Алексеевскому и Александровскому убежищам было приписано сразу два погоста (кладбища).
Первое - это уже упомянутое кладбище «Арбатец» (нынешний сквер на улице Алабяна).
Второе - это «Инвалидное кладбище», на территории которого в советское время был разбит Чапаевский парк.
В конце 1990-х годов почти вся территория инвалидного кладбища в Чапаевском парке была отдана под строительство гостиницы «Триумф-палас» - очередного архитектурного монстра.
Поэтому большая часть территории «Инвалидного кладбища» была застроена и не сохранилась.
В 1907 году рядом с кладбищем «Арбатец» было открыто Елизаветинское трудовое убежище для Георгиевских кавалеров и увечных воинов - героев Русско-японской войны.
Елизаветинское убежище (приют) было основано по инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны, ныне причисленной Русской Православной Церковью в России и за рубежом к лику Святой Новосвященномученицы.
В Елизаветинском приюте нашли заботу и приют увечные воины-инвалиды - герои Русско-японской войны, в том числе Георгиевские кавалеры, а также жандармы и полицейские низших чинов, пострадавшие при исполнении служебных обязанностей.
Именно тогда кладбище «Арбатец» было приписано к Елизаветинскому приюту и на территории этого погоста стали хорониться воины-инвалиды Русско-японской войны, полицейские и жандармы.
В то время этот уникальный погост в народе стали называть «Солдатское кладбище».
В феврале 1915 года, по инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны (рядом с некрополем «Арбатец») открыли Братское кладбище героев Первой Мировой войны, где было погребено свыше 17,5 тысяч воинов и сестер милосердия, погибших на фронтах этой войны и умерших от ран и болезней в Московских госпиталях.
Хоронились участники той Великой войны не только на Братском кладбище.
Многие герои и жертвы Первой мировой войны (пусть и в меньшем количестве) хоронились в 1914-18 годах и на территории кладбища «Арбатец».
Фактически Всероссийское военное Братское кладбище героев Первой Мировой войны и Солдатское кладбище «Арбатец» стали тогда единым огромным уникальным Мемориальным некрополем.
В советское время на территории Всероссийского военного Братского кладбища героев Первой мировой войны и Солдатского кладбища «Арбатец» стали хоронить участников Белого движения и Юнкеров, бойцов Красной армии, московских милиционеров и советских авиаторов (погибших при исполнении служебных обязанностей), а также членов их семей, умерших в годы Гражданской войны и после ее окончания в мирное время.
В годы Великой Отечественной Войны на кладбище «Арбатец» хоронились Советские летчики и зенитчики, защищавшие в 1941-42 годах небо Москвы, советские воины, погибшие на фронтах.
В начале 1930-х годов почти всех кресты и надгробия на Братском кладбище были уничтожены.
В начале 1950-х годов были уничтожены почти все старинные надгробия на кладбище «Арбатец».
Но погребения в земле частью не были затронуты, так как центральная территория кладбища «Арбатец» не была застроена и сохранилась.
Сейчас на месте этого уникального погоста расположен небольшой сквер в 50-60 деревьев вдоль улицы Алабяна.