Беззаконие в московских лесопарках

Jan 19, 2011 15:19


ЗАЯВЛЕНИЕ ЭКОЛОГОВ

В конце декабря 2010 г. на двух особо охраняемых природных территориях регионального значения - в природно-историческом парке «Битцевский лес» и ландшафтном заказнике «Тёплый Стан» - начались незаконные строительные работы. На установленных вблизи строительных площадок информационных щитах указано, что работы проводятся в рамках так называемой «Программы Правительства Москвы по возведению некапитальных многофункциональных спортивно-игровых досуговых комплексов для семейного отдыха», а заказчиком работ является Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.




Строительство в природно-историческом парке "Битцевский лес" (источник: http://forum.bitsevskipark.ru/index.php?showtopic=1533)



Строительство в природно-историческом парке "Битцевский лес". На снимке чётко засвидетельствовано устройство железобетонных конструкций и фундамента, хотя капитальное строительство в ООПТ запрещено. (источник: http://aam-art.livejournal.com/30543.html)



Строительство в ландшафтном заказнике "Тёплый Стан". (источник: http://community.livejournal.com/moya_moskva/2687548.html?nc=4)



Строительство в ландшафтном заказнике "Тёплый Стан". (источник: http://community.livejournal.com/moya_moskva/2687548.html?nc=4)

Мы имеем все основания утверждать, что указанное строительство осуществляется в нарушение федерального и регионального природоохранного законодательства. Известно, что в декабре власти Москвы выделили 5 млрд. (!) руб. на т.н. «благоустройство парков». 22 декабря 2010 г. РИА Новости сообщило буквально следующее: «Власти Москвы выделили около 5 миллиардов рублей, чтобы оперативно привести в порядок городские парки, сообщил в среду в прямом эфире телеканала «ТВ Центр» мэр столицы Сергей Собянин. «В Москве есть колоссальный ресурс парков, почти треть территории занято парками, скверами. Это естественное место для отдыха москвичей», - отметил Собянин. По его словам, перед властями стоит серьезная задача по приведению парков в Москве в надлежащий вид и созданию нормальных условий отдыха. «Я дал поручение создать программу по развитию парков. Пока она разрабатывается, мы оперативно выделили около 5 миллиардов рублей для того, чтобы привести парки в порядок», - сообщил градоначальник» (http://www.rian.ru/moscow/20101222/312206278.html).

Из слов нового Мэра Москвы однозначно вытекает, что, во-первых, он не видит разницы между ООПТ и городскими парками и скверами, а во-вторых - что огромные бюджетные средства выделены им на выполнение работ на ООПТ без проектной документации, согласованной и утверждённой в установленном порядке, что уже само по себе является нарушением законодательства, в том числе, вероятно, и бюджетного. 22 декабря г-н Собянин проинформировал москвичей о данном им 4 или 5 декабря поручении «создать программу по развитию парков», а в предновогодние дни уже началась реализация «Программы Правительства Москвы по возведению некапитальных многофункциональных спортивно-игровых досуговых комплексов для семейного отдыха». Кто её разрабатывал, согласовывал и утверждал? Кто разрабатывал, согласовывал и утверждал - в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы и, соответственно, без общественного обсуждения - уже реализуемые проекты строительства «спортивно-игровых досуговых комплексов»? Каким образом менее чем за 1 месяц успели провести конкурсы или тендеры на разработку «Программы Правительства Москвы по возведению некапитальных многофункциональных спортивно-игровых досуговых комплексов для семейного отдыха», проектов (а их разработка завершается согласованием и утверждением!) и на реализацию этих проектов, т.е. на производство работ?

Каким образом Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы стал заказчиком строительства спортивно-игровых досуговых центров на землях двух ООПТ? Нам известно, что Департамент в соответствии с Положением о нём (утверждено постановлением Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. № 939-ПП - с изм. по состоянию на 15.04.2009 г.) является «государственным заказчиком по природоохранным мероприятиям» (п. 1.8), «в качестве государственного заказчика в соответствии с законодательством: - обеспечивает размещение городского заказа на выполнение работ и (или) оказание услуг природоохранного назначения» (п. 3.55) и «обеспечивает финансирование природоохранных мероприятий на территории города Москвы» (п. 3.51). Совершенно очевидно, что строительство спортивно-игровых досуговых центров для семейного отдыха с уничтожением растительности и почв на землях ООПТ природоохранным мероприятием или услугами природоохранного назначения не является.

С этими вопросами должна разобраться сама прокуратура.

Мы же назовём те федеральные и московские природоохранные законы и нормативные правовые акты, которые совершенно очевидно нарушены начавшимся строительством (и пусть нас не пытаются ввести в заблуждение словом «возведение» вместо «строительства» в названии упомянутой выше программы):
  1. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», которым установлено, что
    1.1. «Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса» (ст. 22 ч. 1).
    1.2. «Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов)» (ст. 22 ч. 4а).
    1.3. «На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам» (ст. 24 ч. 1).
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которым установлены
    2.1. «Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
    допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды» (ст. 3).
    2.2. «Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории» (ст. 58 ч. 1).
    «Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной» (ст. 59 ч. 2).
    2.3. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесённых в красные книги, и ухудшающая среду их обитания (ст. 60 ч. 1).
    2.4. «На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения» (ст. 61 ч. 2), при этом «Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений (ст. 61 ч. 1).
  3. Федеральный закон «О животном мире», которым установлено, что
    3.1. «Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира» (ст. 22 ч. 1).
    3.2. «При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, ... организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий» (ст. 22 ч. 2).
    3.3. «Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» (ст. 24 ч. 2).
  4. Федеральный закон «Об экологической экспертизе», которым установлено
    4.1 Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
    обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы (ст. 3).
    4.2. «Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения» (ст. 12 ч. 4.1).
  5. Закон города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», которым на ООПТ Москвы «не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:
    - искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
    - нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории» (ст. 30 ч. 2).
  6. Постановление Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. № 258-ПП, которым утверждено Положение о природно-историческом парке «Битцевский лес» и, в его составе, режим особой охраны этой ООПТ, которым «На территории природно-исторического парка «Битцевский лес» запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка «Битцевский лес», в том числе:
    - искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
    - увеличение площади, занятой строениями, автодорогами и другими лишенными растительности поверхностями;
    - нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на территории природно-исторического парка «Битцевский лес» (п. 3.5).
  7. Постановление Правительства Москвы от 5 декабря 2006 г. № 950-ПП, которым утверждено Положение о ландшафтном заказнике «Тёплый Стан» и, в его составе, режим особой охраны этой ООПТ, которым «На территории ландшафтного заказника «Тёплый Стан» запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит целям и задачам ландшафтного заказника, в том числе:
    - искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
    - увеличение площади, занятой строениями, автодорогами и другими лишенными растительности поверхностями;
    - нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на территории ландшафтного заказника «Тёплый Стан»;
    - изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
    - действия, влекущие за собой увеличение рекреационной и других антропогенных нагрузок на природный комплекс ландшафтного заказника» (п. 3.5).

Нам известно, что в ландшафтном заказнике «Тёплый стан» спортивно-игровой досуговый центр строится на участке, выделенном в рекреационный центр проектом планировки этой ООПТ, который утверждён постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1034-ПП. Но функциональное назначение участка не является основанием для нарушения общего для всей территории ландшафтного заказника режима особой охраны и требований федерального природоохранного законодательства в отношении использования ООПТ категории «государственный природный заказник» профиля «ландшафтный заказник».

Нам известно также, что в природно-историческом парке «Битцевский лес» аналогичный спортивно-игровой досуговый центр строится на участке, который Территориальной схемой сохранения и развития особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Битцевский лес» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. № 824) отнесён к физкультурно-оздоровительной зоне. Но, как и в предыдущем случае, функциональное назначение участка не является основанием для нарушения общего для всей территории природно-исторического парка режима особой охраны.

Мы требуем принять незамедлительные меры по прекращению незаконного, фактически - самовольного строительства на землях двух московских ООПТ и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших его!

город-сад, вырубка, строй-инженеринг, строительство, Теплый стан, Тропаревский лесопарк, экология

Previous post Next post
Up