Годная статья на Хабре от компании Крок:
Как мы внедряем Open source в госкомпаниях и крупной коммерции России.
Хотелось бы привести описание мифов, связанных с СПО:
Мифы и легенды опенсорса
- Опенсорс - это Linux + бесплатный офис
Нет, как вы видите выше, это и фундамент ИТ-инфраструктуры, и СУБД, и конкретный «бытовой» приклад. Есть множество вариантов open source-аналогов для самых разных областей ПО, и есть даже сферы, где именно опенсорс в силу своей гибкости выигрывает. Обычно сначала экономят на офисе, а потом внезапно останавливаются. Тем не менее, есть возможность куда больше сэкономить на ПО инфраструктурного уровня.
- О, офис. А правда, что ODF - сертифицированный формат?
Да, он сертифицирован ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300 - формат по умолчанию для всех типов документов. И переход на его использование позволит провести миграцию менее болезненно и не зависеть от поставщика программного обеспечения в будущем. Госкомпании это понимают, например, благо обратная совместимость с теми же DOCX остаётся.
- В опенсорсе нет системных решений
Этот миф связан с тем, что, как правило, Linux way - это не монструозные среды, решающие все задачи среднего пользователя сразу, а небольшие утилиты под конкретные задачи, написанные спецами для их решения (а не продажи ПО). То есть к системному подходу открытое ПО действительно перешло относительно недавно, но уже сейчас решений такого класса довольно много. Почему - в ответе на следующий миф.
- Открытое ПО никто не поддерживает
Это - самая больная точка для большого бизнеса. И это же - самый распространённый миф. Дело в том, что да, какие-то конкретные открытые решения могут заморозиться ещё в 2010 году, и с тех пор даже не обновляться. Но большие серьёзные проекты вроде описанных выше, либо активно поддерживаются коммьюнити, либо обзаводятся компанией, которая за вполне вменяемые деньги на коммерческой основе делает поддержку 24х7 для крупного бизнеса. Или за земные же деньги ведёт доработки продукта. Так что если нужна будет новая функция, есть большая вероятность что её реализуют оперативно. Иногда - даже очень оперативно.
- Вот проприетарный софт хорош тем, что когда у меня проблема - ей займутся
Да, имидж требует, чтобы любой проблемой кто-то занялся со стороны вендора. Это хорошо, что подобное поведение закреплено в договоре-лицензии. В опенсорсе же проблемой обычно занимается внедренец, если нет организации, специализирующейся на поддержке конкретной системы. Например, мы поддерживаем весь софт, внедрённый у заказчиков либо напрямую, либо через спецов «второй линии» от таких компаний.
- Опенсорс-продукты - это более дешевая замена дорогим решениям
Раньше это было так. Сейчас многие продукты сравнились по функционалу с проприетарными аналогами. Надо отметить, что сами крупные компании (MS, IBM, HP, Одноклассники) часто коммитят в опенсорс, и многие крупные системы строятся на опенсорсе. Это взаимовыгодный обмен - как правило, корпорация коммитит свой код в опенсорс с условием, что можно включать готовый результат в свои системы, и получает детальное тестирование плюс много хорошего кода поверх.
- Всё равно нужна бумажная лицензия
Могу сказать сразу - за время внедрений ни одного инцидента с требованием бумажных лицензий на open source не было. С другой стороны, если бы проверяющие приходили с целью не проверки, а «завалить», уверен, проблем было бы много и с проприетарным софтом.
- Там есть проблемы с обновлениями...
По ОС могу точно сказать - вопросы давно и хорошо решаются штатными средствами. По прикладу - да, не всегда получается без промежуточного агента грамотно дистрибутировать обновления на 200-300 рабочих станций, но тоже решается, и, в целом, не особо сложно.