ЧТО ТАКОЕ ИСЛАМСКИЙ ДЖИХАД В ЕДИНОМ МИРЕ
… всякое истинное Знание, светлое или темное,
существует в Высшей Реальности
за пределами Пространства и Времени и,
лишь, частично нисходит в нужный момент
в наш временной и пространственный мир.
[Тибет. Сияние Пустоты, с, 44].
Tags: Джихад, Аллах, Авраам (Иброхим), Шахид-Свидетель, Газзават, Муджахид, Внутренние учения, Жизнь - Джихад
ВВЕДЕНИЕ.
В Едином Мире Духовное учение Едино. Авраамическе учение также Едино, являясь одним из аспектов Общего Духовного учения (это Тибетский Изначальный Бон, который существовал на Земле еще до 1-го прояления Жизни на Земле).
Для того, чтобы понять, ЧТО ТАКОЕ ДЖИХАД В ЕДИНОМ МИРЕ, спросим себя, а кто такой Авраам (Евр. אברהם, אברם, Арабск. Иброхим, ابرهيم ) [XYIIIв. до н.э], чье учение Едино?
Авраам, как Отец возвышения (Евр. Ав-рам, אב-רם), т.е. в аспекте Сатурн, Кронос-Время - Творец нашей планеты, Начало всякой Телесности и Постижимости, причина всех тел и образований в Земле и на Земле, и во всем теле сего Мира, [Я.Беме*. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, интернет].
Так, АВРААМ КАК ЧИСТЫЙ ДУХ** В АСПЕКТЕ САТУРН РАСПИНАЕТСЯ ПРИ ПОГРУЖЕНИИ В МАТЕРИЮ - также, как и Всевышний [в нашем эоне Шива (Санскр. Çiva, शिव; Тиб. zhi ba, ཞི • བ), созидающий через разрушения], КОТОРЫЙ РАСПИНАЕТСЯ НАД МАТЕРИЕЙ, пробуждая Остаток от прошлого эона в до-Материальное Корневое состояние Абсолюта.
Таким образом, Авраам - инкарнация Всевышнего Шивы, поэтому Он - Отец множества - Чистый Дух (Вселенское сознание), одетый в эфир - во внешний аспект тонкой, сверхчувственной Духовной сущности Выший Эфир (Санскр. ākāça, आकाश; Тиб. rnam mkha’, རྣམ • མཁའ), наполняющей все пространство, - на нем стоит вся Вселенная, согласно [Танец с Шивой. Предисловие; Т.Д.; Теософский словарь, с. 149-150].
Комментарий.
*) Яков Бёме (Boehme, Jakob - 1575-1624гг) - Великий немецкий мистик, философ, теософ и ясновидящий.
**) Распятый Чистый Дух - распятие символизируется КРЕСТОМ (+), равновесным состоянием Духа и Материи. Это также фаллический символ производящей силы - оплодотворяющей мужской и порождающей женской силой, [Теософский словарь, с. 212, 216, 426].
Но Отцом множества Он мог стать только после своей сущностной трансформации, обозначенной, как получение Материнской буквы порождений Хей (ה) в добавление к своему имени Аврам (אברם), тогда он становится Авраамом (אברהם), Отцом множеств, согласно [Берешит (Быт) 17:5]:
וְלֹא-יִקָּרֵא עוֹד אֶת-שִׁמְךָ, אַבְרָם; וְהָיָה שִׁמְךָ אַבְרָהָם, כִּי אַב-הֲמוֹן גּוֹיִם נְתַתִּיךָ
И не будешь впредь именоваться Аврамом (אַבְרָם), но Авраам (אַבְרָהָם) будет имя твое, ибо (כִּי) я сделаю тебя Отцом множества народов (אַב-הֲמוֹן גּוֹיִם).
Так, Он стал Авраамом (אברהם), Отцом множеств, Отцом Существующего, производящим потомство не на своей ступени.
АЛЛАХ В КОР’АНЕ.
Аллах, согласно [К 29:45 (46); 112:1(1)]:
وَإِلَهُنَا وَإِلَهُكُمْ وَاحِدٌ …
… И наш Бог, и ваш Бог - ОДИН, тот же самый (Арабск. ВАХИД, وَاحِدٌ)
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ .
Скажи: "Он - Аллах - Един”.
Аллах - сущностно тождественен Господу Закону Моисея Тора (תורה).
Так, согласно [Избранные хадисы, 191, с. 438]:
وكلتا يدي الله يمين
У Аллаха обе руки Правые, т.е. ДАЮЩИЕ.
И, согласно [Шмот (Исх: 15:6]:
יְמִינְךָ יְהוָה נֶאְדָּרִי בַּכחַ יְמִינְךָ יְהוָה, תִּרְעַץ אוֹיֵב
Десница Твоя (יְמִינְךָ - т.е. твоя правая рука), Господи (יְהוָה), прославилась силою;
десница Твоя, Господи, сразила врага.
Согласно комментарию Раши*, этот стих сообщает нам, что обе руки Господа (יְהוָה) - Правые, т.е. ДАЮЩИЕ.
Комментарий.
*) Раши (רַשִׁ"י) - акроним (слово, образованное путём обозначения каждой из начальных букв, составляющих его словосочетания) от рáбби (רַ) Шлóмо (שִׁ) Ицхáки (י) или «равви́н Шломо, сын Ицхака», он - из Французского Труа (1040-1105), классический комментатор Танаха (תנך) - т.е. Торы (תורה) или Закона, Пророков (נביאים), Навиим, и Писаний (כתובים), Ктовим, и Вавилонского Талмуда (ивр. תַּלְמוּד בבלי - Устного учения), описывающего Законы Высшего мира в виде юридических законов нашего мира, [Википедия, интернет].
Теософски, как и Кор’анически, состояние Господа: ВЕЧНЫЙ СВЕТ, излученный Вселенским Светом или Тьмой, согласно [Т.Д., Кн 4, с. 612], или Вышней Матерью Бина (בינה), 3-ей в Единой Троичности Корневого Абсолюта, Кабб.
Согласно [К 112:2 (2)].
اللَّهُ الصَّمَدُ
Аллах, вечный ( الصَّمَدُ - ас-самад).
Однако сами учения - учения Прямого и Отображенного света Созидающего:
- Иудаизм, учение от Господа Прямого света (ישר אל - т.е. Яшар эль, Небесного Израиля, ישראל, излучаемого Абсолютом) Созидающего (יְהוָה), с кодом 26 (10,5,6,5) [т.е. восходящий месяц, כ и Созидающий ו]
- и учение Ислам, учение Отображенного света (Евр. אור חוזר - т.е. Ор Хозер) Созидающего (Арабск. اللَّهُ ), с кодом 66 (1.30,30, 5) [т.е. полная луна,ס и Созидающий ו] Господа, т.е. Аллаха - Господа НАШЕГО ОТОБРАЖЕННОГО МИРА!
Согласно [К 13:17 (16)]:
قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ قُلِ اللّهُ...
Скажи: "Кто Господь ( رَّبُّ ) небес и земли?"
Скажи: "Аллах" ( قُلِ اللّهُ )…
Знай, что именуемый Богом (Аллах - اللّهُ) Единичен (ахадий - احدي - как воплощенность) по самости и целокупен (кулль - كل ) по именам, согласно [К 112:3]:
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ .
Скажи: "Он - Аллах - Един”.
Единичность Бога как обладателя Божественных имен, кои требуют нас, - это единичность множественности (ахадиййат ал-касра - احدياة الكثرة ).
Единичность Бога как не нуждающегося в нас и в сих именах - Единичность воплощенности (ахадиййат ал-‘айн - احدياة العين ).
Обе они называются именем «Единый» ( الاحد - ал-’ахад), ЗНАЙ ЖЕ ЭТО.
У всякого Сущего от Бога - лишь его собственный Господь (Робби - رَبَّ ), вся целокупность не может быть у него.
Что же до Божественной Единичности (ахадийя 'иляхийя, احدية الهئ), то к ней никто отношения не имеет, ведь не говорится, что один имеет что-либо из нее и другой имеет что-либо [из нее], так как она не приемлет дробления. Единичность Его - это совокупность потенциальной целокупности Его.
[Ибн Араби*, с. 31, 37].
Комментарий.
*) Ибн Араби (عربي ابن), полное имя: أبو عبد الله بن عربي الحاتمي الطائي محـمـد,
Абу Абд Аллах ибн ʿАраби Аль-Ḥātimī Аль Та'и Мухаммад - Суфийский поэт, величайший Учитель, оказавший сильнейшее Метафизическое влияние как на Мусульманский, так и на Христианский мир, величайший Испанец всех времен.
ИСЛАМСКИЙ ДЖИХАД В ЕДИНОМ МИРЕ
Джихад (Арабск. جهد ) - ‘Джихад фи сабили-ллах’ ( الجهاد في سبيل الله ), т.е. Борьба на Пути Аллаха или Господа. Джихад означает ПРИЛОЖИТЬ УСЛИЛИЯ, УСЕРДСТВОВАТЬ. С Суфийской точки зрения, к Священной войне, к приложенным собственным усилиям приравнивается Стремление получить Знание (علم) - Изначальное состояние Сознания, Чистый разум.
[Мыслители Востока. Идрис Шах*, с. 174].
Комментарий.
*) Идрис Шах (язык Пушту, ادريس شاه - 1924-1996) - Великий Шейх европейских суфиев, писатель и учёный, [Интернет].
Так, согласно [К 29:69 (69)]:
وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ
А тех, которые усердствовали (جَاهَدُوا - джахаду) за Нас ( فِينَا - в нас), -
Мы поведем их по Нашим путям…
Изложение этого отрывка. согласно [Коранический суфизм, с. 139]:
Что до тех, кто борется в нас,
То Мы, безусловно, ведем их по нашим дорогам.
وَجَاهِدُوا فِي اللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِ هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ مِّلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمينَ مِن قَبْلُ وَفِي هَذَا لِيَكُونَ الرَّسُولُ شَهِيداً عَلَيْكُمْ وَتَكُونُوا شُهَدَاء عَلَى النَّاسِ
…
И усердствуйте ( وَجَاهِدُوا - джихаду) об Аллахе (فِي اللَّهِ)
достойным его усердием ( حَقَّ جِهَادِهِ - истинным усердием)!
وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ,
Он избрал вас и не устроил для вас в религии никакой тяготы
مِّلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ.
как и в общине отца вашего, Ибрахима (Евр. Авраама)
Он назвал вас мусульманами ( الْمُسْلِمينَ - т.е. идущими мирным Путем вслед за Богом)
раньше и в это (время), чтобы Посланник ( الرَّسُولُ - Расул) был свидетелем (شَهِيداً - шахида) для вас,
а вы были свидетелями (شُهَدَاء - шухадаа) для людей.
Таким образом, Шахид (شَهيد) - это СВИДЕТЕЛЬ.
Бытовое понятие этого слова - ПАВШИЙ ГЕРОЙ (الشهد).
В СВЯЩЕННЫХ ХАДИСАХ ЭТО СЛОВО ТРАКТУЕТСЯ ТАК, согласно [Избранные хадисы 41, с. 521-522]:
От Абу Хурайра, (602-679), сподвижника пророка Мухаммада, учёного-богослова, хадисоведа и правоведа.
رسول الله يقول
Посланник Аллаха говорил:
ان اول الناس يقضى يوم القيامة عليه رجل استشهد
“Первым из людей в Судный День будут судить Шахида (استشهد).
فاتى به فعر فه نعمته فعر فها
Его приведут и перечислят данные ему Блага Аллаха.
Он их признает. Аллах спросит:
قال: فما عملت فها؟ قال:
“Как ты использовал их?” Он ответит:
قاتلت فيك حتى استشهدت
“Я сражался ради Тебя и был убит”.
قال:
Аллах скажет:
كذبت، ولكنك قاتلت لان يقال جرىء
“Лжешь (كذبت). Ты сражался, чтобы называться Героем (جرىء - смелым,
отважным, неустрашимым).
فقد قيل
И это было сказано”.
Также и из Контекста Кор’ана (قاران) Джихад - это внутренняя борьба с самим собой, со своими собственными страстями и эмоциями - духовный термин, связанный со свойствами нашего мира и нашими свойствами в нем: ведь нет “худшего врага для меня, чем я сам” во Времени, в последовательно наступающих событиях, где для каждого:
Все, что здесь Душа приобрела, -
На пользу и вредит ей, согласно [К 2:286]: لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ
Согласно [Хадисы. “Сахих”. Аль-Бухари Мухтасар, 1146 (2785)], Джихад - некое Высшее состояние, В ЕГО НЕПРЕРЫВНОСТИ, в отличие от нашего мира, с его свойствами двойственной Текучести.
Согласно [Избранные хадисы 41, с. 390], это Борьба с самим собой приводит к достижению ступени Кыйамат (Арабск. ِيَوْمُ الْقِيَامَة,- Дню Стояния, Дню Божьего Суда):
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха и попросил: “Укажи мне на такое дело, которое равно джихаду”.
(Сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
“Я (не могу) назвать (такое дело”, а спустя некоторое время) спросил: “Сможешь ли ты войти в свою мечеть и (непрерывно) молиться, не ослабевая, (а также непрерывно) поститься, не разговляясь после того, КАК УЧАСТНИК ДЖИХАДА ОТПРАВИТСЯ (на войну)?”
(В ответ ему этот человек) сказал:
“Да кто же сможет (делать) это?!”»
Таким образом, Джихад - непрерывное состояние и дома, и в мечети, и с друзьями - т.е. независимо от времени и места пребывания. Другими словами, оно тождественно состоянию ВСЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ДЖИХАД.
Необходимость внутренней борьбы с самим собой, со своими собственными страстями и эмоциями возникает в нашем Мире в связи с тем, что наш Мир - мир Хаоса Добра и Зла, крайностей двойственности, необходимых для Становления нашего Мира в развитии, движении.
И потому - СРАЖАЙТЕСЬ, преодолевая собственную Неуравновешенность, то есть ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ В СЕБЕ ТО, ЧТО МЕШАЕТ ДВИЖЕНИЮ или РАЗВИТИЮ в нашем временном Мире.
Таков наш Мир - Изменяемый и Управляемый - и в этом своем свойстве он уникален во Вселенной по своим возможностям ПРОБУЖДАТЬ НАШУ ВНУТРЕННЮЮ ПРИРОДУ в самих себе.
Каждый из нас может избрать то, что он избирает. Но, если ты выбираешь себя “карающим мечом Аллаха”, то помни, согласно Закону УРАВНОВЕШИВАНИЯ ИЛИ ВЫЖИВАНИЯ ТВОЕГО ЖИЗНЕПОТОКА (Арабск. кы’сас, قصاص ) ты будешь поставлен в “Зеркальную ситуацию, когда тот, кого ты “благополучно” уничтожаешь сегодня, сделает то же самое с тобой в этом или в другом мире, но это Воздаяние, кроме того, чаще бьет по младшим, наиболее слабым, членам твоего рода. И потому в Кор’ане, согласно [К 2:78 (84)]:
…لاَ تَسْفِكُونَ دِمَاءكُمْ …
… Не проливайте вашу кровь ( دِمَاءكُمْ)…
Такие тексты есть в Писаниях всех Религий, ибо в Едином мире, Знание Едино:
Ср., [д-р ал-Баша, с. 34]:
Посланник Аллаха сказал:
Я увидел Джафара* в Раю с крыльями,
обагреннными кровью**.
Согласно [Дхаммапада*****, X, 129]:
Все люди дрожат при наказании,
Все боятся смерти,
Помни, что ты им подобен,
И потому не убивай, и не причиняй убийства.
Комментарий.
*) Джафар (Арабск. جعفر ) - руководитель сражения мусульман с византийцами при Табуке - местностм на границах ал-Шама (Сирии) с Аравийским полуостровом. Это сражение отмечено айатом, согласно [К 9:41(41)]:
انْفِرُواْ خِفَافاً وَثِقَالاً وَجَاهِدُواْ بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
Выступайте легкими и тяжелыми
и боритесь своими имуществами и душами ( وَأَنفُسِكُم - с нафсом*** вашим) на пути
Аллаха! Это - лучшее для вас, если вы знаете!
**) Кровь (Арабск. دم) - пролитая кровь человека рассматривается как разрушение целого Мира. Кровь убитого не успокаивается до тех пор, пока не будет отомщена, ее протест отражается во всей Вселенной, т.е. “кровь мстит”, “ибо живет тот, кто изучает Закон”
[р. М.Вейсман****. Бамидбар, с. 432; Дварим, с. 262].
Кроме того, Кровь-DM (Евр., Арабск. דם, دم) - аспект имени Адам [Кадмон], (Евр. אדם קדמון, Арабск. Адам Акдам, ادم اقدم), прообраза человеческого, более плотный аспект которого DM, т.е. КРОВЬ, его женский аспект - Космическая кровь, способная отображать себя.
Так, согласно [Деян 17:26]:
От одной крови Он произвел весь род человеческий
для обитания по всему лицу земли,
назначив предопределенные времена и пределы их обитанию.
***) Нафс (نفس) - низшее плотское состояние, инстинктивно-животная душа, - Я, самость, Эго, т.е. человеческое "я" во власти зла.
****) р. Моше Вейсман - американский раввин, знаток Торы-Закона Моисея.
*****) Дхаммапада (Санскр. dharmapada, धर्मपद; Тиб. chos kyi tshigs su bchad pa, ཆོས་ཀྱི་ཚིགས་སུ་བཅད་པ) - стихотворные изречения Владыки Будды, произносившихся им по поводу того или иного случая, [Интернет].
В таких условиях нашей жизни какой смысл убивать, если мы приходим на Землю до тех пор, пока не изживем свою взаимообусловленность между собой? - СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ, помню свои некоторые инкарнации, практически, по всем континентам, традициям, обычаям, и национальностям нашей Земли….
Хотелось бы также напомнить, что понятия “Газзават” (غزوة ) нет в Священной Книге мусульман. Это - бытовой уровень, НЕ ИМЕЮЩИЙ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ ПРОРОКА.
МУДЖАХИД (Арабск. مجاهد ), - согласно [Избранные Хадисы 191, с. 112]:
: قال النبي
المجاهد من جاهد نفسه
Пророк сказал:
“Муджахид - это тот, кто сражается со своими страстями”,
(Тирмизи, род 824г, Узбекистан).
Термин Моджахада, означающий "стремление" или "ведение сражений" в Суфийской терминологии означает "сражение с Нафсом", посредством контроля над его желаниями и превращения его предосудительных свойств в похвальные.
Суфийские наставники особо подчеркивали важность "сражения с Нафсом" для тех, кто только вступает на Путь, и утверждали, что, если не вести это сражение с самого начала, ничего не будет достигнуто на Пути.
Так, ал-джихадо'л-акбар (الجهد الاكبر) -"великая битва, величайшее усилие", - противостояние Нафсу - Духовное самосовершенствование.
[Дж. Нурбахш*. Психология Суфизма, Глоссарий].
Комментарий.
*) Нурбахш Джавад (Перс., جواد نوربخش ) [1926 - 2008гг], посвященный Суфий с 16-ти лет, глава ордена Ниматуллахи с 26-ти лет, Суфийского тариката, основанного Шахом Ниматуллой Вали в XIV веке, Суфийский писатель.
Согласно [Сады Праведных, с. 148; 1351-1352, с. 570]:
Не желайте Встречи с Врагами
(т.е. полярными вам, но дополняющих вас до целого),
И просите Аллаха об избавлении,
Но если уж вы встретились с ними,
То проявляйте Терпение
(инструмент Преображения нашего Естества).
Таким образом, Муджахид - это путь подвижничества, Мистический путь - борьба с мирскими желаниями и страстями, но ортодоксальное, т.е. однозначное понятие Муджахид на бытовом уровне - “Боец за Веру”.
Поэтому в традициях Ислама существует понятие ВНУТРЕННИЙ ДЖИХАД, ибо ВСЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ДЖИХАД.
ВЫВОД.
Таким образом, Джихад - это внутренняя борьба с самим собой, в процессе которой происходит слепое и стихийное уравновешивание наших крайностей двойственности, так называемого, Добра и Зла, что необходимо для выживания нашего жизнепотока.
Закон Уравновешивания во Временном мире предполагает ДВИЖЕНИЕ в некотором направлении, которое определяет ДВИЖЕНИЕ в противоположном направлении. Одно уравновешивает другое и служит ему противовесом. Этот Закон проявляется, в частности, в движении маятника часов, смене времен года, приливах и отливах, в душевных состояниях ЧЕЛОВЕКА, уравновешиваемых слепо и стихийно.
МЫ ПЛАТИМ ЗА ВСЕ, В ЧЕМ НУЖДАЕМСЯ И ЧТО ПРИОБРЕТАЕМ, И ОТ ЧЕГО ОТКАЗЫВАЕМСЯ; ЗА ПРИОБРЕТЕННОЕ ПЛАТИМ ПОТЕРЯННЫМ.
Sher
Литература.
1. Коран. Изд. Короля Фахка ибн Абдид Азиз, с. 704.
2. Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. Изд. “Восточная литература”, 1963, с. 113.
3. Избранные Хадисы. Шейх Мухаммад Юсуф Кандехлави, Шейх Мухаммад Са’ад Кандехлави. Изд. Казань, Центр инновационных технологий, 2003г., с. 640.
4. Исламские Хадисы, В кн.: Аль-Джами ас-Сахих. Сунна. Из книги “Начало Откровений”. Из книги “Начало Веры”. Из книги “О Сроках Молитвы”. Из книги “Молитвы”. Воспроизводится по публикации в журнале “Наука и Религия”, пер. В.М. Нирша.
5. Хадисы Сады Избранных (Праведных) из слов господина посланников. Серия: Основы Ислама. Составитель: имам Мухйи-д-Дин Абу Закарийа Бин Шариф ан-Навави. Изд. Дом “Бадр”, 2001, с. 879.
6. Ибн Араби. Геммы мудрости. Перевод с арабского: А.В.Смирнов, с.120, интернет. Опубликован в книге: А.В.Смирнов. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). Москва, Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993. (с) А.Смирнов 1993, 1999.
7. Коранический Суфизм. Личное предопределение. Божественное Присутствие и Сущность Бога. Добро и Зло. Мир Валиддин. М.-СПб, изд. “Диля”, 2004, с. 224.
8. Картинки из жизни сподвижников Аллаха. Д-р Абдель Рахман Раафат ал-Баша. [д-р ал-Баша]. М., 1994, №4. Издано при содействии Комитета мусульман Азии из Кувейта.
9. Нурбахш. Дж. Психология Суфизма, интернет.
10. Мыслители Востока. Идрис Шах. Пер. с англ. Х.Б. Номада, изд. “Лориэн”, Фирма С.Е.Т., 1994, с.191.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., изд. Московской патриархии, 1992, с. 1372.
12. Тора. М., изд. “Шамир”, 1993г., с. 1135
13. Дхаммапада. Перевод с Пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. Изд. Чернышёва, СПб, 1993, с. 176.
14. Тибет. Сияние Пустоты. Е.Н.Молодцова, 2-ое изд., М., “Алетейа”, 2005, с. 343.
15. Садгуру Шиваия Субрамуния Свами. Танец с Шивой. Современный катехизис Индуизма, интернет.
16. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
17. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., “Сфера”, 1994, с. 573
18. Я.Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, интернет.
19. Википедия, интернет.
20. Интернет.