Горная дорога в Курдистане. Фото из кн.: Gilbert Ernest Hubbard. From the Gulf to Ararat: An Expedition through Mesopotamia and Kurdistan, 1917 [564]
Дворик караван-сарая. Литогр. из кн.: Francis Rawdon Chesney. The Expedition for the Survey of the Rivers Euphrates and Tigris... Vol. I, 1850, p. 368/369 [547]
Стоянка арабов-кочевников в Междуречье. Рис. Donald Maxwellиз его кн.: A Dweller in Mesopotamia..., 1921, p. 34/35 [556]
От мест соединения с Евфратом и до Багдада по Тигру со времён ассирийцев и по начало 20-го века сплавлялись не судами, а келеками: это плот из нескольких десятков бурдюков из бараньих шкур, уложенных вплотную рядами, связанных и покрытых сверху плетёным или дощатым помостом, на котором устраивали шалаш или даже домик. Управляли им двое гребцов, то гребя, то руля, то отталкиваясь узкими вёслами. До Мосула проходили небольшие келеки из 40-60 бурдюков, а ниже Тигр мог нести и келек из 100-300 и даже 500 бурдюков*. Ближе к Багдаду ещё пользовались гуфами - плетёными лодками, обмазанными природной асфальтовой смолой, внешне похожими на плоскую круглую корзину и управлявшимися одним или несколькими гребцами, когда шестом, когда веслом. А для переправы через реки использовали надутые бурдюки или, если с грузом, то составленные из них мини-келеки.
__________
* Корсун Н. Г. Арабский Восток. I. Ирак. М., 1928. Ч. VII. Гидрография [
http://www.rummuseum.ru/portal/node/569]
Келек на Вост. Евфрате (Мурад-Су)
Курд-кызылбаш переплывает Евфрат на надутом овечьем меху
Раскрашенные фото 1901 г. из статьи проф. Ellsworth Huntington в Geographical Journal, vol. XX, London, 1902, p. 181 [568, 569]
Бурдюки, на которых переплывали Тигр. Литогр. из кн.: Francis Rawdon Chesney. The Expedition for the Survey of the Rivers Euphrates and Tigris... Vol. I, 1850, p. 25 [544]
Лодки-гуфы разных размеров на Тигре в 19-20 вв.
Слева направо: (1-2) Литогр. из кн.: Francis Rawdon Chesney. The Expedition for the Survey of the Rivers Euphrates and Tigris... Vol. I, 1850, pp. 34/35 и 57 [545-546]; (3) Торговля с гуфа. Рис. Donald Maxwell из его кн.: A Dweller in Mesopotamia..., 1921, p. 105 [558]; (4-5) Гуфы у Багдада. Фото из кн.: Gilbert Ernest Hubbard. From the Gulf to Ararat..., 1917, p. 126/127 [559-560]
Восточныйшакал. Рис. из кн.:A. Brehm (et al.).Brehm's Life of Animals..., 1895 [567]
Берега во времена Полозова покрывали леса из диких чинаров, тополей, смоковниц, тутовых и тамарисковых деревьев, по воде сновали юркие черепашки, ночами поверх хоров мириад лягушек раздавался рык безгривых львов, которые могли напасть на людей, а шакалы, бич Персии, и вовсе лезли всюду и тащили всё, что могли*. (Не оттуда ли русские люди принесли на родину выразительный глагол «шакалить»?)
____________
* А. Адамов. Ирак Арабский. СПб, 1912 [
http://saddam-mech-vostoka.narod.ru/ir7.html].
Тигром они спустились до Мосула, всего пройдя от Эрзрума около тысячи километров. И Тигр и Евфрат текут тут со скоростью не более 7 км в час, так что, если не слишком часто вставать на якорь, можно пройти этот путь за полторы-две недели.
Мосул. Нем. литография, ок. 1870 [308]
Развалины Ниневии с востока; за ними, на западном берегу р. Тигр - г. Мосул (Мисур). Рис. F. Cooper 1840-х гг. [309]
Ниневия и Мосул. Рис. из кн.:Adrien Egron. La terre-sainte et les lieux illustrés par les apôtres: Vues pittoresques, 1837 [310]
Руины Ниневии с холмом Неби Юнус и мечетью Ионы пророка. Литогр. из кн.: Francis Rawdon Chesney. The Expedition for the Survey of the Rivers Euphrates and Tigris... Vol. II, 1850, p. 38/39 [541]
Рынок Мосула. Рис. из кн.: James Silk Buckingham. Travels in Mesopotamia. Vol. I, 1827, p. 285 [550]
Источник омовения во дворе главной пятничной мечетиМосула. Фото из кн.: William Warfield. The Gate of Asia..., 1916, p. 140/141 [571]
Мост через Тигр в Мосуле. Фото из кн.: William Warfield. The Gate of Asia..., 1916, p. 152/153 [572]
Мосул стоял на старинных путях из Сирии в Индию, был городом крупным (в 17 веке оттуда пошла в Европу новая модная ткань, которую так и назвали: муслин, т. е. мосульская; тогда же нашли там и первые клинописные таблички). Напротив, на низменном восточном берегу Тигра, стояли руины заброшенной столицы Ассирии - библейской Ниневии, которые Полозов успел оглядеть, но больше его впечатлил камень, на который рыба кит выкинула Иону (в наши дни об этой реликвии уже не слыхать).
Холм Неби Юнус в развалинах Ниневии напротив Мосула смечетью Ионы пророка над его могилой [311]
Над могилой Ионы на высоком холме в руинах Ниневии, названном его именем, стояла очень почитаемая мосульцами мечеть пророка Юнуса, как его зовут мусульмане. (В Мосуле же, кстати, была мечеть над местным вариантом могилы Георгия Победоносца, но её Полозов не упоминает: то ли не знал, то ли верил, что настоящей могиле он поклонился в Джульфе.)
Вот небольшое описание этого города: «До настоящего времени Мосул сохранил во всей неприкосновенности свой восточный колорит города с богатыми базарами, плоскими крышами, высокими террасами, над которыми подымается много двухэтажных домов и стройных минаретов. Город, живописно раскинувшийся по скату горы, с узкими, кривыми немощенными улицами, спускающимися к р. Тигр, окружен полуразвалившейся стеной, около 10 км. в окружности, с 9 воротами и соединен с левым берегом понтонным мостом. Дома сооружены из камня, с обширными подвалами „сердабами“, в которых население в жару ищет прохлады. Население города /.../ арабы, курды, турки, армяне, яковиты, евреи»*.
Болота Месопотамии,
соврем. фото [540]
________
* Корсун Н. Г. Арабский Восток. I. Ирак. М., 1928. Ч. XVI. Населенные пункты и их тип. Характер жилищ [
http://www.rummuseum.ru/portal/node/569]
Карта бассейна Тигра между Мосулом и Багдадом из кн.:Eduard Sachau. Am Euphrat und Tigris..., 1900, вклейка III [574]
Багдад. Рис. из кн.: S. G. Goodrich.Lights and Shadows of Asiatic History, 1844, p. 107 [314] (он же есть в кн.:James Silk Buckingham. Travels in Mesopotamia. L., 1827, p. 298: по-видимому, оба скопированы с более раннего оригинала).
Багдадский лодочный причал на Тигре. Рис. из кн.: Walter B. Harris.From Batum to Baghdad..., 1896, p. 300 [312]
Из Мосула, видимо, всё так же Тигром, прошли ещё 400 км до Багдада, который тогда называли Новым Вавилоном (старый, судя по рассказу, Полозов не посетил из-за несущегося оттуда «змиина смрада», - вероятно, зловония от покрывающих Междуречье болот, - поэтому он и ошибается, указывая расстояние до него: 30 поприщ, т. е. ок. 45 км, а на самом деле - в два с лишним раза больше).
План Багдада. Гравюра из кн.:A. Mallet. Illustrations de Description de l'Univers..., 1683, p. 239 [316]
Панорама Багдада. Фото из кн.:Sven Anders Hedin. Bagdad, Babylon, Ninive, 1918, S. 116 [313]
Багдад со стороны Тигра, вид от англ. миссии. Грав. по фото Г. Стерна из кн.: Albert Augustus Isaacs. Biography of the Rev. Henry Aaron Stern..., 1886, p. 32/33 [566]
Багдад.. Раскрашенная гравюра, ок. 1880 [315]
Вид Багдада. Раскрашенная гравюра. Из кн.: L'Univers, ок. 1847 [317]
Багдад с севера. Фронтиспис кн.:James Baillie Fraser. Travels in Koordistan, Mesopotamia, &c... Vol. II, 1840 [565]
В этот большой узловой торговый город Полозов попал примерно во второй половине лета 1675 года. К Османской империи Багдад был присоединён в 1638 году, и хотя оставался городом, помнящим о своём былом величии, но после нескольких веков войн и переходов из рук в руки возродиться во всём блеске он так и не смог.
Виды Багдада. Рис. из кн.: James Silk Buckingham. Travels in Mesopotamia. Vol. I, 1827, pp. 371, 497, 541 [552-554]
Здесь Полозов мог подвести неутешительный итог: за шесть лет после спасения с кадирги он прошёл практически всю территорию, более или менее подвластную Стамбулу: греческий юг Причерноморья, Малую и Великую Армении, Ливан, Сирию, Галилею, Самарию, Иудею, Аравию, Египет, Болгарию, Румынию, Молдавию, Крым, Черкесию, Абхазию, Мегрелию, Имеретию, Курдистан - и нигде не смог найти пути домой. Где ещё ему можно было бы попытать счастья? Выбора практически не было: оставалась лишь Персия, куда он уже делал паломническую вылазку к могиле Иоанна Крестителя два с половиной года назад.
Персидский водяной насос. Рис. из кн. John Kitto, Vol. 2, 1844 [318]
Не вдаваясь в описания Багдада, Полозов сообщает, что там он нанялся к персидскому купцу-арабу Канрабалу, которому открыл свою историю: что русский, попал в плен на государевой службе, идёт из турецкого полона. Перс выдать не должен был, отношения Персии с Турцией были натянутые, мир подписали не так давно, да и купцы во все времена стараются от политики и межгосударственных споров держаться в стороне, блюдя свой интерес. Канрабал и не выдал, он то ли захватил с собой, то ли послал Полозова (очевидно, с каким-то деловым поручением) в прославленный город Исфаган, который, по крайней мере, в этой части света, считался величайшим и красивейшим городом в
мире, - а для порядка донёс об этой необычной истории шаху. Источник.