Jun 30, 2011 23:53
За 60 с лишним лет NASCAR сильно изменился. Машины стали мощнее, а трассы - безопаснее. Однако, бывали моменты, когда оказывалось, что правила проведения соревнований и технические средства безопасности не соответствуют времени. Поэтому в этой статье хочется рассказать о нововведениях, которые пережила серия за свою историю и о моментах, которые показали необходимость инноваций.
В 1960 году в Дайтоне произошла одна из крупнейших аварий в истории NASCAR, в которой пострадали 37 машин из тех шестидесяти, что находились на треке. На следующий год там же столкнулись Ли Петти и Джо Бушамп. Обе машины перелетели через отбойник и врезались в землю. В результате инцидента пилоты серьёзно пострадали, а Бушамп был вынужден завершить карьеру. Именно тогда в NASCAR осознали, что гонки становяться очень опасными.
Следующим тревожны звоночком стала авария Файрболла Робертса в Шарлотте в мае 1964 года. Знаменитый гонщик пытался объехать завал, который устроили Джуниор Джонсон и Нед Джаретт, но не справился с управлением совего Ford и врезался во внутреннюю стену. От удара машина мгновенно загорелась, пилот оказался зажат в кабине. Спасать Робертса из горящей машины кинулся Нед Джаррет, однако быстро вытащить пилота из кабины не удалось, и он сильно обгорел. Спустя 6 недель Файрболл скончался.
После этих аварий машины приобрели системамы пожаротушения, а а резиновые бензобаки менились стальными.
Если взглянуть на современную машину NASCAR, то можно заметить сетку на окне слева от водительского сиденья. Однако, когда-то обзор с водительского места был лучше ввиду отсутствия данной "занавески". Пока в 1970 году в Дарлингтоне не постредал Ричард Петти. №43 врезался во внутреннюю стену и несколько раз перевернулся. После того, как машина замерла, стало видно руку Ричарда, безжизненно провисающую из окна машины. От ударов конечность была сильно повреждена, и именно чтобы предотвратить такие травмы была введена защитная сетка.
В 80ых годах скорости стали переваливать за отметку в 200 миль в час. То, что скорость стала угрожать безопасности, продемонстрировала авария Бобби Эллисона в весенней гонке на Alabama International Motor Speedway. Из-за прокола колеса машину развернуло, воздушный поток поднял авто над землёй и швырнул в заградительную сетку перед трибунами. Чтобы снизить скорости на суперспидвеях, ассоциация обязала команды ставить рестрикторы, ограничивающие доступ воздуха в двигатель.
Когда-то на пит-дейне треков NASCAR не было лимита скорости, и пилоты гнали во весь опор до самого пит-столла. Но всё изменилось после проишествия на пит-дейне Darlington Raceway в 1990. Тогда Рики Радд потерял управление и наехал на механика бригады Билла Эллиотта. Бедолага скончался почти сразу же. На следующий год на всех треках было введено ограничение скорости на пит-лейне, чтобы снизить вероятность столкновений.
Сейчас автомобили NASCAR оснащаются небольшими антикрыльями на крыше, чтобы снизить вероятность взлёта машины в воздух после разворота на скорости, так называемого "эйрборна". Конечно, это не гарантирует полную безопасноть, но с момента аварий Расти Уолласа в Дайтоне и Талладеге (и последовавшим вводом аэродинамических элементов на крыше) количество взлётов уменьшилось.
Может быть, изменения в безопасности в последнее время были самыми радикальными за всю историю серии. После смерти Дейла Эрнхардта пилоты надели HANS, а трассы обзавелись SAFER-барьерами. Когда в 2003 году в Лоудоне развернуло Дейла Джаррета, а лидеры чуть в него не врезались, была запрещена борьба до конца круга при жёлтом флаге. А потом появился COT...
Возможно, какие-то меры, предпринятые ассоциацией более чем спорны. Тем не менее, пользу от других нововведений пилоты и зрители чувствуют постоянно!
nascar