В среде специалистов, экономистов, бизнесменов, политиков, вопросы инвестиционной привлекательности регионов давно перешли из плоскости субъективной оценки в плоскость характеристики успешности менеджмента территорий. Инвестиционный рейтинг тому подтверждение. Одни в нем показывают стабильность аутсайдеров, другие - динамично улучшают свои позиции. Конечно, феномен Тюменской области, ее губернатора Владимира Якушева, по улучшению инвестиционного климата заслуживает пристального внимания (всего за год в национальном рейтинге АСИ регион с 15 строки поднялся на 5-ю). В чем причина такого рывка, что потребовалось изменить для достижения таких результатов? Ответы на эти вопросы лучше получить непосредственно в муниципальных образованиях Тюменской области, что называется, непосредственно там, где инвестиции ждут, где их осуществляют, там, где реальный сектор экономики на своей "шкуре" ощущает температурный режим инвестиционного климата. С инвестиционным климатом региона я знакомился в администрации города Тобольска. Метеопрогнозы по его развитию делала председатель комитета инвестиционной политики города Ольга Ракетская.
Памятник по сюжету сказки Петра Ершова "Конёк-Горбунок" в Тобольске
Ясность мыслей, чистота помыслов и горячее сердце.
Основной задачей, которая, по мнению Ольги Ракетской стоит перед ее комитетом, является максимальное приближение потребностей муниципалитета, возможностей государства к запросам предпринимателей. Для этого максимально упрощены процедурные вопросы. Во-первых, принят муниципальный стандарт, который определяет роли участников процесса, их ответственность, формы взаимодействия и оценку результативности. Речь идет не о программе, как это часто делают в других регионах России, а о процедурном регламенте, который доступен любому участнику инвестиционного процесса. Стандарт или “дорожная карта” определяет приоритетные направления, категории проектов, которые могут рассчитывать на государственную поддержку. В городе создана Межведомственная комиссия по улучшению инвестиционного климата, в которую входят представители муниципальных служб, федеральных органов, представленных в городе, сотрудники Инвестиционного агентства Тюменской области, ресурсоснабжающие организации и, конечно же, представители общественных организаций предпринимателей: “Опора России” и Торгово-промышленной палаты. Есть рабочие группы в рамках комиссии. Каждый проект, при обсуждении, получает не просто "путевку в жизнь", а дорожную карту, где согласованы действия всех заинтересантов. Предприниматель получает на выходе понимание возможных дополнительных затрат, привлечения заемных средств, издержек времени на те или иные согласования. Проект обретает четкие временные и пространственные черты. Как отметила Ольга Ракетская: "Все ведомства работают единой слаженной командой под руководством Главы города Владимира Мазура, понимая, что будет результат, значит, будут созданы новые рабочие места, будут поступления в бюджет, дальнейшее развитие города и благополучие его жителей. Глава города сам выступает инициатором встреч с предпринимателями, чтобы в открытом диалоге услышать их вопросы и предложения, решить тут же при проведении круглого стола или совета". В муниципалитете под требуемые ему направления осуществляется подготовка инвестиционных площадок, ведется не просто их реестр, а подготовлены характеристики, включающие в себя возможные условия по присоединению к требуемым сетям и дорожной инфраструктуре. Если в реестре предложений Тобольска к концу 2015 года было всего 12 площадок для создания производств, то к текущему моменту их 41, с общей площадью более 500 гектаров.
Во время беседы в Комитете инвестиционной политики Администрации Тобольска
В городе действует, так называемое "единое окно". когда, по словам Ольги Ракетской, от первоначального замысла, от идеи и консультации бизнесмена, все процедурные вопросы вместе с ним проходят сотрудники комитета. Предпринимателю не приходится выстаивать очереди или ждать приема в инстанциях, все ответы он получает от сопровождающего проект специалиста.
Итак, в муниципалитете:
- действует стандарт инвестиционной деятельности, регламентирующий роли участников процесса,
- имеется четкий набор приоритетов, оценок эффективности и методика взаимодействия,
- сформирован реестр предлагаемых производственных площадок, определены варианты и условия их получения бизнесом,
- определены условия, формы поддержки новых проектов (от консультирования до софинансирования и льгот),
- вся информация для инвесторов имеется в свободном доступе на сайте Администрации города
- на сайте размещена информация о сроках и планах по принятию муниципальных документов в сфере инвестиций, место размещение проектов и порядок их общественного обсуждения.
Особо стоит заметить, что открытость и готовность муниципальных служащих к диалогу, их доступность для жителей города и предпринимателей подчеркивается размещением на официальном сайте всех возможных вариантов связи с ними (служебные и сотовые телефоны, адреса электронной почты и блоги в социальных сетях). Как подчеркнула Ольга Ракетская во время нашего разговора, "сотрудники администрации должны быть на связи не только со своими руководителями, а с теми, для кого они работают. Зачем тратить чужое и свое время, если вопросы можно решить по телефону, если от постановки вопроса становится ясно, какие шаги предпринимать? Важна оперативность и конкретность, а не "расшаркивание ножкой" при плановых встречах. Нужен результат, а не видимость движения к нему".
Четкость инфраструктуры отношений власти и граждан, налаженная коммуникация минимизируют коррупционные риски и авторитаризм при принятии решений.
Несколько слов о рыбе: голова и хвост региональной власти.
Организация властных полномочий на местах, во многом, есть отражение организации работы региональных властей. Муниципалитеты Тюменской области увязаны в вертикаль инвестиционной парадигмы территории. За каждым муниципальным образованием закреплен куратор из областного правительства, контакты которого не только можно найти на сайте, но и связаться с ним любым удобным способом (вот не боятся же в регионе размещать сотовые телефоны чиновников!). Куратор выступает не только арбитром между предпринимателями и местной властью, принимая жалобы, но и осуществляет представление интересов территории в правительстве области. Такая вертикальная связка позволяет оперативно, минуя длительность согласований и многоступенчатость, обеспечивать доступ к ресурсам региона (административным, экспертным и финансовым). Все нацелены на результат. Конечно, отдельное внимание стоило бы уделить критериям оценки эффективности и рейтингу муниципальных образований, применяемых в Тюменской области, но данную тему, только из знакомства с одним Тобольском, на мой взгляд, рано обобщать и делать о ней выводы. Владимир Якушев, на Петербургском инвестиционном форуме в этом году, рассказывая о достижениях области, к слову сказать, остановился и на рейтинге муниципалитетов. Губернатор на основании этой оценки эффективности местных чиновников совершенно безапелляционен - аутсайдеров он увольняет, как не справляющихся с работой. Просто так, не продляет контракт, и все! Зачем во властных структурах держать неудачников и неумелых руководителей?
Времени совершенно нет на раскачку - матрица не терпит слабые звенья!
Тобольск не просто готовится, он готов к поддержке предпринимателей и ренессансу производства! Он не просто готов - он это делает...
Оригинал поста опубликован -
http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/08/blog-post.html Копия поста расмещена -
http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/08/blog-post.html