Идет война народная? Несколько слов о национальной безопасности России

Feb 26, 2016 15:23

Не зря говорят, что безопасность России начинается не в производственных цехах Уралвагонзавода, не в высоких кабинетах Министерства обороны России, а в российской глубинке. Именно российская деревня, что называется «и жнец, и швец, и на дуде игрец». Именно здесь можно уловить остатки деревенской уклада, здесь производят продукты питания, здесь рождается, растет и воспитывается немалая часть населения России. Здесь вся жизнь идет в своем временном измерении, отсчитывая календарные циклы вслед земледельческими или животноводческими сезонами…
Умом Россию не понять, нужно ее видеть!

Прошедший день я посвятил своему знакомству с сибирской деревней. Село Петелино находится в Ялуторовской районе Тюменской области (http://wikimapia.org/13076979/ru/Петелино). Судьба этого поселения типичная для нынешнего состояния не только сельского хозяйства в большинстве регионов, но и, видимо, для Уральского федерального округа. Если в 2010 году в нем проживало более 800 человек, то на сегодняшний день не более 700.



Местная достопримечательность - скульптура колхозницы и механизатора у Администрации с.Петелино.

Первый пункт остановки - Петелинская средняя школа. Именно о ней и первый рассказ. В селе Петелино школа получила статус полной средней в 1962 году. В настоящее время в школе учится 121 ученик с 1 по 11 класс, работают 15 учителей. Существенная часть педагогических работников приезжают на работу из районного центра, Ялуторовска, который расположен в 15 километрах. В школе удалось пообщаться с учителями. Они, отвечая на мои вопросы, рассказали о том, что что в последние годы существенно увеличилось количество детей с задержками психического развития, сейчас учащихся с различными отклонениями развития 34 человека. Эти дети учатся в обычных классах, что позволяет им социализироваться и подтягиваться к развитию однокашников, но на самом деле не все так просто.

Во-первых, учителям приходится программу и учебные задания ориентировать не на развитие сильнейших, а на уровень ниже среднего, так как иначе ученики с имеющимися «отклонениями» не смогут понять и усвоить программу. С другой стороны, при такой ситуации страдают и не только «здоровики», но и другая сторона. Согласитесь, что учитель часто на уроке отвлекается и уделяет внимание непоседам, а не флегматичным ученикам. Дети с задержкой в психическом развитии часто относятся ко второй группе, которой, как раз и не хватает учительского внимания. Есть и еще одно негативное последствие такого совместного обучения - дети, признанные медицинской комиссией, как имеющие задержку развития, получают усиленное питание, так называемый диетический стол. Они получают раз в неделю дополнительный паек, куда входят сгущенное молоко, сладости, фрукты и др.. Как выдумаете, какие желания высказывают обычные ученики начальной школы, еще не привыкшие к такому разделению? Они просят родителей и учителей их тоже включить в категорию детей с задержкой развития, чтобы получать сладкие «пайки». На самом деле, если не забота о больных, которая нужна, то как именно она организована, на мой взгляд, мешает нормальному развитию обоих категорий детей. Детей не только психологически калечат превосходством болезненного состояния одноклассников, но и лишают творческого развития, обрекая на полупрограммы по обучению, самим же детишкам с замедленным психическим развитием, внимания также не хватает… Из общения с учителями я понял, что дети, получающие дополнительные пайки, часто выполняют роль кормильцев в семьях, так как только они могут принести в скудный рацион семейства некоторое разнообразие.

«Детей с пакетами дома ждут, многие родители внимательно следят за содержимым пакетов, приходят выяснять то или иное их наполнение. Сами ведь знаете, какая в деревне зарплата, колхозники иногда по 6-7 тысяч в месяц зарабатывают, вот и следят, что дети-кормильцы побольше домой приносили», - рассказали мне коллеги из Петелинской школы.

Гордость школы - музей, созданный одним из ее бывших директоров, Заслуженным учителем РФСФР Борисом Рассохиным. Музей имеет несколько самостоятельных экспозиций, расположенных в двух залах: орнитологическую и натуралистскую, историческую, а также этнографическую, рассказывающую о сельском быте конца XIX - начала XX века. Во всех экспозициях удивляет не только наличие большого количества исторических артефактов, но и то, с какой любовью и заботой они сохраняются. Все инструменты и механизмы находятся в рабочем состоянии.









Бориса Рассохина уже пять лет нет в живых, а его детище живет, ребята под руководством учителей подготовили несколько тематических экскурсий, которые проводят для учеников школы и немногочисленных гостей. Как рассказывает учитель технологии Любовь Адаева, в музее работает кружок, который продолжает дело, начатое основателем музея. Честно говоря, состоянию музея Петелинской школы могли бы позавидовать многие муниципальные музей, в которых я стараюсь бывать при посещениях муниципальных образований.



Учащиеся школы показали мне, как раньше мололи муку





Вот так, сочетая историю и неопределенное будущее новых поколений петелинцев живет это учреждение образования.

Для меня проблемы, которые довелось увидеть, значат больше, чем простая констатация факта, что не только происходит естественная миграция из сельской местности в город, но и постепенная деградация. Согласитесь, что сам показатель, 28 % детей с задержкой психического развития, говорит о многом. Как вспоминают учителя, такого раньше не было. Уверен, что этот показатель родился не на ровном месте, он отражение экономической и социальной ситуации. И чтобы не декларировал с трибун Губернатор Тюменской области Владимир Якушев, чтобы он не говорил о создании в области кузницы инженерных кадров (http://gubernator.admtyumen.ru/governor_to/ru/news/more.htm?id=11358675@egNews ) нужно признать, что сельскому населению внимания не хватает, что оно осталось за кормой губернаторского послания... Электората в деревнях маловато, ставка на городские поселения. А как людям жить? Не всем же в городах работать, откуда через пару десятков лет будем продовольствие брать?

Говорят, что "Тюмень - столица деревень". Если в большинстве деревень ситуация схожа с Петелино, то стоит представить, что ждет деревенскую столицу и Россию в ближайшее время! И весь деревенский уклад останется только в музее, только его показывать будет уже некому… Вот такая вот, наша безопасность, болеющая изнутри! И нет просвета на деревенской петелинской улице...

Хлеб всему голова! А где она у руководителей региона, мне так и осталось непонятно... ИТ-технологиями сыт не будешь!


Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/02/blog-post_26.html




Россия, Сельское хозяйство, Образование, Г: Тюменская область

Previous post Next post
Up