Первая декада февраля в екатеринбургских школах, учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры выдалась необычно тихой. Не слышно в залах и фойе звонких детских голосов, нет столпотворения родителей - в городе объявлен карантин! Кажется весь город затаился, пережидая эпидемию гриппа.
Именно в такой день я заехал в Центр культуры "Верх-Исетский" (
http://цк-верх-исетский.екатеринбург.рф/). Меня интересовали очень прозаические вопросы. Как муниципальное учреждение культуры адаптируется к текущим экономическим условиям? Что меняется в его деятельности в 2016 году? Хотелось посмотреть и понять, на сколько такие заведения востребованы у горожан и есть ли у них перспективы развития.
Невзирая на карантин, все сотрудники Центра культуры на боевом посту - борьба с гриппом позволила сконцентрироваться на важной методической и финансовой работе. В 2016 году изменения коснулись многих сторон организации работы учреждения.
Вместо собственной бухгалтерии учреждения, для всех учреждений культуры Екатеринбурга заработала централизованная бухгалтерия (оптимизировали расчетные функции и финансовый контроль), уменьшилось число работников с 86 до чуть более 50 (под сокращение попало около 37% штатных единиц). Согласно требования Управления культуры Екатеринбурга происходит постепенное перезаключение договоров с творческими и педагогическими кадрами. Из хормейстеров и хореографов они становятся руководителями кружков. Этот процесс, довольно понятный с точки зрения экономии средств, для меня так и остался загадкой. На выходе этого процесса из Центра культуры можно будет получить Центральный клуб. Этот вопрос о статусе специалистов, который в конечном счете приведет к изменению статуса Центра, почему-то никем не рассматривается. Согласитесь, что и профессиональные требования к руководителю кружком и, например, хореографу-постановщику несколько разные. Думаю, что начальникам управлений и отделов мэрии было бы не по себе, если бы их должности и квалификационные требования к ним существенно изменились - вместо специалистов они стали бы кураторами. А что? Можно было бы тогда оптимизировать структуру Управления культуры, сократив часть сотрудников и навесив кураторство за неограниченным кругом вопросов. Главное, что изменилась бы не только мера ответственности , но и требования к кандидатам.
В Екатеринбурге более 70-ти муниципальных учреждений, которые работают в сфере культуры. 12 из них - центры культуры. Верх-Исетский входит в тройку самых больших, в одном ряду с ЦК "Урал" и ЦК "Эльмашевский".
В ЦК Верх-исетский входят четыре самостоятельных объекта, в том числе в спальных и отдаленных районах города. Среднее количество участников творческих коллективов и кружков в 2015 году было более 1100 человек. Из них, около 500 посещают центр на бесплатной основе. Базовая стоимость услуг центра для участников коллективов - 1850 рублей в месяц, что является одной из самых низких в городе. В центе работают танцевальные коллективы, театральные студии, идут занятия классической хореографией, спортивными бальными танцами, пением и музыкой. В центре развивается фестивально-конкурсное направление. Некоторые из фестивалей имеют статус международных и ежегодных. За 2015 год жители Екатеринбурга могли посетить 13 таких мероприятий. Центр является видной выставочной и галерийной площадкой города. В центр культуры часто обращаются так называемые "общественные клубы", которые имеют все шансы получить бесплатно помещение для своих занятий. На площадях центра, например, работают Клуб анонимных алкоголиков, поэтические и литературные клубы, Клуб исторического танца...
В 2014-2015 году в основном здании Центра произведены значительные ремонтные работы. Само здание центра является объектом культурного наследия регионального значения. ДК ВИЗа был построен 1957 г., архитектор В.В. Емельянов, художник В.П. Елисеев, скульптор В.А. Буланкин. Именно это определило, что ремонт велся как реставрация, восстановлению подверглись даже мелких детали строения.
Как мне рассказал Директор ЦК "Верх-Исетский" Андрей Зуев, проводивший для меня небольшую экскурсию по зданию, золочение внутренних элементов, например колонн, в 50-е годы применялось редко. Именно по этому в колонном зале колонны обзавелись бронзовым оттенком. В фойе, перед залом, которое именуют колонный зал, висит картина "Ленин в Октябре", задрапированная на время ремонта. Здесь она и останется. Драпировку планируют снять к 21 апреля.
Особая гордость Андрея Зуева - зал. Здесь удалось, сохранив интерьер, улучшить акустику, благодаря применению современных материалов, но и установить современное сценическое оборудование. А вот современными креслами, удачно вписавшиеся в облагороженные интерьер, могут похвастать немногие залы. Такие же кресла украшают Константиновский дворец в Петербурге.
Одна из проблем, с которой сталкиваются учреждение культуры - законодательно неурегулированный вопрос о порядке предоставления помещений в аренду для проведения культурно-массовых мероприятий сторонним организациям. Здесь каждое учреждение ищет свои выходы из юридического вакуума. В центре культуры "Верх-Исетский", как и в большинстве похожих организаций, приходится либо оказывать услуги (но не по аренде, а обслуживанию), либо продавать билеты (билетная выручка тема особая, так как предполагает отчисления не в форме налогов, а в организацию отвечающую за концертную деятельность). Когда законодатель упростит и легализует эти арендные отношения никому не известно. А, на мой взгляд, стоило бы. Здесь и вопросы прозрачности финансовой деятельности, и защищенности учреждений культуры. Как говорят, видимо, не родился еще тот депутат, который бы снизошел до этой проблемы.
Андрей Зуев пригласил меня не только познакомиться с интерьерами Центра, но и его работой, что называется, изнутри... Надеюсь, что знакомство продолжим... Осталось дождаться снятия карантина...
О музеях я рассказываю часто, а вот об учреждениях культуры и их работе писать приходится не с таким постоянством, но бывает:
Зазеркалье в Зауралье: курганские истории... Культура - где те боги, которым служит? Тугулым. Модельный стиль библиотек... Дом декабриста Андрея Розена. Кто вдохнет жизнь в старые стены? Екатеринбургский театр оперы и балета. Что узнали блогеры? Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/02/blog-post.html