Я, как муж профессиональной балерины, далеко не избалован объяснением профессиональных терминов, которые используют артисты балета. В профессиональные разговоры стараюсь не вмешиваться, многие слова, звучащие при таком общении в моем присутствии, постепенно для меня становятся понятными. Пальцы, пачка, ушки, фуэте и многое другое - уже воспринимаются как понятные и очевидные категории. Но есть часть фраз, понимание которых возможно лишь профессионалам или тем, кто пытается их понять, но с точки зрения артиста балета.
Поверьте, многие слова из профессиональной речи балетных будут непросты к восприятию неискушенного человека. Некоторые из них поразят своей вульгарностью и алогизмом. Но уверяю Вас, ни того, ни другого в них нет...
Ну где еще услышишь такие перлы как «Кончай на Свету!» (значит, пируэт должен заканчиваться лицом к балерине по имени Света) или «Убери свой арбуз!» (значит, втяни живот)?
Вот, еще некоторые примеры таких профессиональных фразеологических "примочек":
Один преподаватель постоянно призывает “оторвать ногу от паха” на гран батманах. Немного образного мышления, и картина рисуется довольно кровавая….
“Ноги как колготки на ветру развеваются” - это на прыжках.
На плие: “Девочки, ноги! У-вас-все-течеееееeeет!”
“Отходим назад на левой ноге!”
На гранд рондах: “Вы же лягаетесь, как бешеные ослицы!”
“Ручки нам даны для того, чтобы помочь ножкам встать на пол”.
“Она села на шпагат и растянула удовольствие” - про разогревающуюся ученицу.
“Выверни ногу, пусть пятки улыбаются!!!”
“Допойте эту ногу!”
“Длинная нога, длииииинная!!!”
Ученица выпятила бедро на адажио: “Убери бедро, восточная женщина!”
Ученица низко подняла ногу в арабеск: “Мне что, маме твоей позвонить, чтоб она тебе ногу подержала?!”
“Не ходи за ногой!”
Педагог опять-таки про батманы: “Надо делать так, чтобы ноги от зубов отскакивали!”
“Стоим на целой ноге! Посмотрите, целые у вас ноги?”
“Прекратите материться ногами!”
“Не рукой держим ногу, а ногой!”
Идет репетиция номера, в котором нужно было обняться, сначала с одной руки, потом с другой, ноги соответственно менялись. Но что-то не заладилось, и ноги у каждой пары были по-разному, Одна из балерин решила прояснить ситуацию: “С какой ноги обниматься надо? “
В кафе празднуется день рождения ребёнка. Кампанию 7-8-летних детишек развлекают клоуны. Один из них говорит: «Ну-ка дети, а теперь попрыгайте на одной ножке!». На что дети хором отвечают: «А на какой - на правой или на левой?». Оторопевший клоун с недоумением поворачивается к родителям, которые ему и отвечают: «А что Вы удивляетесь, у нас ведь дети не простые, а балетные!»
Как бы смешно это не звучало, но попа - один из важнейших механизмов исполнения классического танца. Именно от того, насколько ученица научилась ее «держать», зависит вид многих (если не всех!) па. Как говорил один небезызвестный педагог «Представь, что у тебя между ягодиц - 5 копеек. Если они выпадут - выгоню из класса!». Это и есть основополагающее «попное» правило в балете - зажать ягодицы так, чтобы аж в глазах рябило.
Небольшая "попная рябь" профессиональных фразеологизмов:
- Зад настолько распущен, что похож на морду бульдога!
- Подберите подпопники.
- Хвост убери!
- Втяните телепузики и телепопики!
- Подтянули свои кисели!
- Если ты задок не подберешь, мы на нем к восьмому марта стол накрывать будем!
- Так, девочки, втянули живот, попу… все в себя!
- Не мигайте попой! (это когда мышцы ягодиц не постоянно напряжены)
- Зад айсбергом висит
- Завязать попу в узел
- Распушила попу, как одуван!
- Курдюк подбери!
- Мясо подтяни.
- Что ты распустилась как павлин?!
- Сделай из желе ледышку!
Отклячившей заднюю часть: У тебя там можно расположиться чай пить!
- *опы нет, а выставила.
- Убери чемодан.
- Зажми правую попу (ну, тут, как и с ногами, у станка резко вырастают дополнительные части тела))
- Зашей попу, я сказала!
- У меня подушка твёрже твоей попы!
- Надо так втянуть попу, чтобы в паху была доска.
Уверен, что и в других профессиональных сообществах имеются свои жаргонные и сленговые выражения... Стоило бы к ним прислушаться... В Год литературы, это точно не помешает...
О различиях жаргона и сленга можно прочитать по ссылке -
http://kotuch.ru/3187/chem-otlichaetsya-sleng-ot-zhargona В посте использованы публикации Ольги Ворониной (
http://dressingroom.ru/archives/author/blackswan) -
http://dressingroom.ru/archives/tag/балетный-сленг Мои посты, посвященные литературе и Году литературы в России:
Год литературы. Губернаторы читают стихи... Какие прозвища дали русским и россиянам другие народы... Этнофолизмы современности. Кто хорошо смеется? Анекдоты о руководителях страны, как объект исследования... Книги с переплетом из человеческой кожи хранятся в университетской библиотеке Гарварда Славянская письменность и культура. Исторический дискурс в 20 век. 75 лет Иосифу Бродскому. Нравственный манифест поэта и гражданина... Трах-тибидох или какой национальности старик Хоттабыч Читаем Пушкина. Евгений Онегин отказал Татьяне, чтобы не стать педофилом Литературные даты. 275 лет родоначальнику садизма. Маркиз де Сад. Загадочный Андерсен... Балетоман-бисексуал... Заграничный Александр Пушкин... (фото) Свердловская область. Очередной провал в Год литературы... Двустишья Ренаты Мухи... Пора востребовать? О непослушных детях и полезных советах! По страницам книги Григория Остера...
Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/09/blog-post_5.html