Спорт высших достижений. Когда финансы поют романсы?

Sep 11, 2015 17:02


Вопросы финансирования спорта высших достижений в Свердловской области поднимаются с завидной регулярностью. С одной стороны, команды и спортсмены, формируя свои бюджеты на игровые сезоны регулярно сталкиваются с проблемой недостатка финансирования, урезания финансовой поддержки со стороны Правительства Свердловской области, с другой, депутаты Законодательного собрания региона удивляются непрозрачности схем выделения господдержки. Именно выяснению структур бюджетов ФК «Урал» ( Деньги на чемпионов: полишинель, кожаный мяч и 200 миллионов на победу! ) и ХК «Автомобилист» ( Уральская закалка спорта высших достижений. ХК "Автомобилист" - денег много не бывает!) посветил я свои посты.

Продолжая свое знакомство с темой государственной поддержки спортсменов, представляющих на спортивных аренах Средний Урал,  попытаюсь ответить на вопрос, почему бюджетные траты происходят из Резервного фонда Правительства Свердловской области  и чем определяются объемы финансирования?

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (http://www.rg.ru/2008/05/20/budgetny-kodeks-dok.html), расходование средств бюджета должно носить адресный и целевой характер, а также быть прозрачным (ст.28). Эти два принципа реализуются при условии финансирования утвержденных и реализуемых целевых программ. В тоже время, нужно отметить, что согласно п.4. ст. 81 БК РФ «Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций».

В регионе принята и действует ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА" (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 389-ПП, от 12.11.2014 N 974-ПП, от 30.12.2014 N 1244-ПП, от 29.07.2015 N 683-ПП). Вот что она декларирует в отношении спорта высших достижений:

Развитие спорта высших достижений является неотъемлемой частью решения задач, поставленных Правительством Российской Федерации в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Свердловской области от 07.08.2009 N 1101-р.

На протяжении многих лет спортсмены Свердловской области входят в состав национальных сборных команд и достойно представляют регион на крупнейших спортивных соревнованиях. Участие и результаты выступлений спортсменов на Олимпийских играх, всероссийских и международных соревнованиях, включая Паралимпийские, Сурдлимпийские игры и игры специальной Олимпиады, всегда рассматривались как важный фактор укрепления социально- экономического имиджа Свердловской области. Несмотря на достижения последних лет, растущая конкуренция на международной спортивной арене для достижения высоких результатов в соревнованиях международного уровня требует от Свердловской области использования всего потенциала региона, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал.

Отсутствие адресного развития приоритетных видов спорта, включая адаптивные виды спорта, не позволяет в полной мере осуществлять целенаправленную подготовку свердловских спортсменов к XXII зимним Олимпийским и XI Паралимпийским играм 2014 года в городе Сочи. Таким образом, отсутствие необходимых и достаточных условий системного взаимодействия в подготовке спортивного резерва является основным фактором снижения конкурентоспособности свердловского спорта.

Использование программно-целевого метода позволит создать полноценные условия спортсменам и тренерам для тренировок, восстановления, медицинского обеспечения, а также для улучшения их социально-бытовых условий. Что безусловно приведет к повышению общего уровня спортивных результатов, выявлению талантливых спортсменов, а также подготовке спортсменов-профессионалов высокого класса, способных достойно представлять Свердловскую область на международной арене (Источник: http://minsport.midural.ru/tmp_file/file_55d32202c255a.docx)

Цель обозначена - представление Свердловской области на международной арене.

Именно по этой причине, видимо, сформированы критерии оценки эффективности реализации Программы, учитывающие Количество спортсменов Свердловской области, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по Олимпийским видам спорта, Количество медалей, завоеванных спортсменами Свердловской области на официальных международных и всероссийских соревнованиях по видам спорта в количественном выражении.

В действующей Программе стоит обратить внимание на мероприятия, направленные на развитие и поддержку спорта высших достижений. Их несколько:



Мероприятие
Всего
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020

Государственная поддержка фонда "Фонд поддержки спорта высших достижений в Свердловской области"
3251236,2
807112,3
891750,5
206235,0
39207,9
435643,5
435643,5
435643,5

Денежное содержание, в том числе пожизненное, выдающихся спортсменов и работников физической культуры и спорта
43584,0
5072,0
5064,0
5160,0
7072,0
7072,0
7072,0
7072,0

Стипендии спортсменам и тренерам, достигшим высоких спортивных результатов на соревнованиях международного и российского уровней
182043,9
23885,6
17691,6
26337,5
26337,5
29263,9
29263,9
29263,9

Оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации
29414,1
12385,6
11668,5
4160,0
1200,0
0,0
0,0
0,0

федеральный бюджет
13641,9
7173,4
6468,5
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0

областной бюджет
15772,2
5212,2
5200,0
4160,0
1200,0
0,0
0,0
0,0

Поддержка организаций любой организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений) и формы собственности (за исключением государственной и муниципальной), зарегистрированных в установленном порядке на территории Свердловской области, обеспечивающих участие спортивных команд и спортсменов в спортивных соревнованиях всероссийского и международного уровня
5621188,0
766874,2
809052,3
809052,3
809052,3
809052,3
809052,3
809052,3

внебюджетные источники
5621188,0
766874,2
809052,3
809052,3
809052,3
809052,3
809052,3
809052,3

Из этих мероприятий видно, что отдельного финансирования спортивных команд и спортсменов, участвующих в турнирах и лигах, в Программе - нет. Можно предположить, что данные расходы предусмотрены по статье Государственная поддержка фонда "Фонд поддержки спорта высших достижений в Свердловской области", однако перепады в годовом финансировании более вызывают обеспокоенность, чем уверенность в отражении действительности. Как объяснить, что финансирование 2016 года в четыре раза меньше расходов 2015 года, почти в два раза меньше расходов 2017, 2018 и последующих лет?

Приведенные данные, на мой взгляд, позволяют сделать следующие выводы:

1)     Цель Программы изначально не включает развитие и представление региона в клубных и командных видах спорта, к которым относятся футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и другие в спортивных чемпионатах и турнирах. Программа заботится только о медальном запасе, не учитывая имиджевые приобретения Свердловской области, а также тот факт, что наличие профессиональных команд обеспечивает популяризацию спорта и формирование позитивного образа региона у его жителей. Целый блок спорта высоких достижений оказался вне Программы, ее целей и критериев оценки эффективности реализации.

2)     Финансирование, которое предусмотрено Программой через "Фонд поддержки спорта высших достижений в Свердловской области", не учитывает перспективные расчеты и реальные расходы команд и спортсменов, по этой причине приходится использовать дополнительные средства (я не о спонсорах), а о дополнительном финансировании, призванном обеспечить сохранность команд и условий для тренировок и выступления спортсменов. Именно по этой причине средства выделяются через Резервный фонд Правительства Свердловской области, что де факто является нарушением Бюджетного Кодекса РФ. Например, бюджет ФК «Урал» в текущем году составил 600 млн. рублей, только треть из их, 200 млн. рублей,  - поддержка бюджета региона, у ХК «Автомобилист» финансирование этого сезона составляет около 950 млн. рублей, здесь пропорции примерно такие же - 350 млн. рублей выделено из регионального бюджета. Эти суммы, судя по всему, отсутствуют в областной Программе, как и нет в ней видения дальнейших перспектив по поддержке этих команд.

3)     В развитии спорта высших достижений, на мой взгляд, нужно для начала понять, являются ли знаковые для Свердловской области команды частью ее спортивного достояния. И если это направление спорта для региона важно, то определить его место в государственной Программе, учитывая реальные меры для поддержки, переведя серые схемы финансирования, часто зависящие от расположения высокопоставленных чиновников, к прозрачному, целевому и программному финансированию.

4)     При определении этого направления Программы, на мой взгляд, нужно идти от частного к общему, от определения условий для развития команд и спортсменов, к построению комплексной программы этого спорта. Бюджеты на спорт высших достижений по видам спорта нужно составлять не с оглядкой на один сезон, а в ретроспективе, на несколько лет вперед с возможными корректировками, с определением целей и точек оценки эффективности развития. При таком долгосрочном прогнозе станут понятны требуемые средства и ожидаемые результаты, станут понятны перспективы привлечения спонсорских и учредительских средств, а также объемы требуемых затрат бюджета области. Именно такой Программный подход позволит в Целевой Программе, четко определить, как цели и критерии, так и расходы на спорт высших достижений в регионе. Это позволит, не как сейчас, латать бюджеты спортсменов, а ориентировать их на конкретные суммы поддержки областью. Суммы, которые будут коррелироваться с потребностями развития спорта и выделяться не окольными путями на основании договоренностей с Губернаторам Свердловской области Евгением Куйвашевым, а программно-целевым образом, в рамках основных расходов бюджета.

Насколько Правительство Свердловской области готово к такому подходу, мне не известно, сложно сказать, готово ли руководство Среднего Урала не только говорить о серьезной поддержке спорта высших достижений, считая медали и открывая матчи с участием футболистов и хоккеистов, но и производить эту поддержку на серьезном уровне правовой и бюджетной обеспеченности.

Если ситуацию не изменить, то в преддверии очередных спортивных сезонов спортсмены будут опять ходить по кабинетам с протянутой рукой, давая понять, что системы в их поддержке так и нет, а финансы - опять поют романсы…

На фото - Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев открывает первый домашний матч сезона 2015-2016 года ХК "Автомобилист"


Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/09/blog-post_53.html

ФК Урал, ХК Автомобилист, Бюджет

Previous post Next post
Up