Часто, в ленте друзей в социальных сетях, вижу изображения, которые относятся к психоделическим... В изобразительном искусстве даже есть понятие "психоделический дизайн".
Нужно отметить, что Психоделия (от др.-греч. ψυχή - душа, δήλος - ясный) - термин, обозначающий явления, связанные с изменёнными состояниями сознания и исследованиями устойчивости психики. Изменения психики, в данном случае, увязывается с отдельной категорией психоактивных веществ (наркотиков), которые часто так и называют - психоделики, хотя применяются также названия «галлюциногены» (вызывающие галлюцинации) и «психотомиметики» (имитирующие психоз).
Не планирую устанавливать, что же за источники легли в основу визуальных образов, но многие из них, стали уже классикой живописи.
История психоделического дизайна весьма обширна и достойна если не книги, то небольшой диссертации. Сосредоточимся на вехах развития данного жанра в искусстве в США, где психоделический дизайн получил наибольшее распространение.
Пробы пера
Выделение психоделического дизайна в самостоятельное направление предваряли характерные черты европейской живописи, набиравшие популярность в начале XX века: всё чаще в изобразительном искусстве начинали встречаться фантастические объекты, калейдоскопические и спиралевидные узоры, яркая цветовая гамма, экстремальная детализация, нетрадиционная типографика. Этими приёмами так или иначе пользовались многие модернисты того времени - приверженцы ар-нуво, венского сецессиона, а также сюрреализма.
Яркими примерами каждого из направлений служат произведения Уильяма Бредли (ар-нуво), Густава Климта (венский сецессион), Сальвадора Дали (сюрреализм):
Оп- и поп-арт
Более осмысленным и явным шагом навстречу психоделике в дизайне стало появление в 1960 гг. таких художественных течений, как оп- и поп-арта. В основе первого лежало активное применение оптических иллюзий, второе акцентировало внимание на продуктах массового потребления и использование метода шелкографии. Особую известность эти направления получили в Великобритании и США.
Хорошими иллюстрациями оп- и поп-арта могут служить работы Бриджет Райли и Энди Уорхола:
Цитадель психоделики
Если у психоделического дизайна и было место силы, оно определённо находилось в городе Сан-Франциско, а точнее - в районе Хейт-Эшбери. Концентрация хиппи, а соответственно, и продуктов этой субкультуры, была необычайно высока.
Здесь располагались штаб-квартиры Веса Уилсона, Виктора Москосо, Бонни МакЛин, художников, известных прежде всего своими плакатами для рок-концертов, проходивших в The Fillmore и Bill Graham Civic Auditorium.
Вес Уилсон:
Виктор Москосо:
Бонни МакЛин:
Лос-Анджелес
Однако не только Сан-Франциско притягивал поклонников бибопа. Не последнюю роль в становлении психоделического дизайна сыграл Лос-Анджелес, уроженцы которого, к слову, в своей работе уделяли большее внимание популяризации нового направления в искусстве.
Среди них - Джон Ван Хамерсвельд и Рик Гриффин:
Нью-Йорк
Таким образом, в настоящее время под классическим психоделическим дизайном понимается в первую очередь калифорнийская школа. Однако сказать, что радикальный модернизм не добрался до восточного побережья США, было бы ошибкой. Напротив, художники, скажем, Нью-Йорка внесли собственную эстетику в искусство психоделики.
Двое из них, Сеймур Чваст и Милтон Глейзер, в содружестве основали Push Pin Studios - одно из самых весомых дизайнерских агентств прошлого столетия.
Сеймур Чваст:
Милтон Глейзер:
В посте использованы материалы статьи Дениса Стригуна "Краткая история психоделического дизайна" -
http://infogra.ru/design/kratkaya-istoriya-psihodelicheskogo-dizajna-ot-ar-nuvo-k-miltonu-glejzeru, а также сведения -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%EE%E4%E5%EB%E8%FF,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Психоделики Близкие по теме посты:
Танец мертвых зайцев, желтые полоски и не только... Выставка современной живописи в Екатеринбурге... Комната уродов Кунсткамеры глазами современного фотографа. Тени Роджера Баллена.
Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/06/blog-post_70.html