Обычно стараюсь даже из официальных материалов вычленить то, что без внимания пройти не должно... Так, читая Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой, обратил внимание на один раздел:
Права коренных малочисленных народов. Лозьвинские манси могут исчезнуть как этнос. (
http://ombudsman.gossaas.ru/uploads/library/doklad_2014.pdf, с.71-85)..
Согласно данным, приведенным в Википедии (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Манси):
Как
этнос манси сложились в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи
Западной Сибири и
Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.
Первоначально манси жили на
Урале и его западных склонах, но
коми и
русские в
XI-
XIV веках вытеснили их в
Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с
новгородцами, относятся к
XI веку. С присоединением
Сибири к Российскому государству в конце
XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце
XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались
[источник не указан 1062 дня], в
XVIII веке были обращены в
христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.
В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка
Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была
капищем (
языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены
медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.
Численность манси в России:
За общим благополучием приведенной статистики, сообщения СМИ и рассказы туристов, показывают, что за период с 2011 года по 2015, от 180 представителей этой народности (
http://uraloved.ru/novosti/mansi-sverdl-obl), в Свердловской области осталось около 100 человек (
http://ekburg.tv/novosti/obshhestvo/sverdlovskie_turisty_navestili_trudnodostupnykh_lesnykh_mansi). Динамика, вомногом связана с теми условиями, в которых этот народ проживает.
Вот что удалось найти о манси, исследуя эту тему. Наиболее полный рассказ в Газете "География" № 12 за 2007 год (
http://geo.1september.ru/articles/2007/12/05)
Имя
Манси означает «люди». В старину (до 30-х годов) русские называли манси вогулами, заимствовав это слово у коми (зырян). «Вогулы» на языке коми - «чужие» или, что близко, «дикари». В советское время этнонимы, имеющие обидную окраску, старались заменять, и манси официально стали манси.
Родня
Манси говорят на одном из угорских языков. Уграми по языку являются также их ближайшие соседи ханты и весьма удаленные венгры. Когда русские еще не различали вогулов (манси) и остяков (ханты), их именовали собирательным словом «югра».
Ареал расселения: исторические подвижки
Первоначально манси (вогулы) были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье.
До прихода русских территорию современной Свердловской области занимали манси. Столица мансийского княжества, город-крепость (оус), находилась на слиянии рек Таут (Тавда) и Поллум (Пелым). Воинственность вогул заставляла считаться с ними сибирских татар, зырян, ненцев и русских, которые начиная с XI в. пытались проникнуть на мансийские земли. Вогулы оказывали жестокое сопротивление как монголам Батыя, так и Новгородской Руси. В 1583 г. пелымский князь и многие его воины погибли в битве с казаками Ермака.
Манси вынуждены были уходить от русской колонизации все дальше в тайгу: сначала на восток, за Урал (пример: род Бахтияровых), а затем по Зауралью на север. Так продолжалось несколько столетий. Еще в 20-х годах прошлого века исследователь манси Валерий Чернецов писал: «...в последнее время эти вотчины (охотничьи родовые участки вогул) в значительной мере утратили свое значение уже прежде всего из-за русских охотников, которые не считаются с ними». (Ст. Скурыдин//Уральский Следопыт, № 6/2004)
Контакты с русскими
у манси прослеживаются по письменным источникам с XI в. После присоединения Сибири к России царская администрация некоторое время мирилась с существованием угорских княжеств, но в конечном итоге все они были преобразованы в волости, главы которых стали именоваться князцами. По мере усиления колонизации численное соотношение манси и русских менялось, и к концу XVII в. последние преобладали на всей территории. Манси постепенно переселялись на север и восток, часть была ассимилирована. В XVIII в. манси были формально обращены в христианство. (Сайт «Поддержка прав коренных народов Сибири»)
Манси в русской культуре
Эпизоды русско-мансийских контактов, зафиксированные в знаменитых памятниках русской культуры: 1. Нападение вогулов на территорию зырян (коми), крещенных св. Стефаном Пермским (Житие Стефана Пермского, созданное Епифанием Премудрым). 2. В «Зимовье на Студеной» у Д.Н. Мамина-Сибиряка Елеска находит своего верного пса Музгарко в тайге у умирающего вогула (манси). Это, заметим, происходит на севере нынешнего Пермского края, примерно в 300 км западнее самой западной точки нынешнего ХМАО. Как за 100 лет потеснили лесных жителей! 3. Гора Благодать, знаменитое железорудное месторождение близ города Кушва Свердловской обл., было, по преданию, показано демидовским штейгерам крещеным вогулом Степаном Чумпиным. В отместку за это (гора была якобы священной у манси) соплеменники сожгли Степана на вершине горы. Этому полумифическому герою-изменнику русские потом поставили памятник на Благодати (ныне утрачен). (С.Р.)
Разные манси
Манси, живущие вдоль реки Сосьвы и вдоль Среднего Пелыма, различаются: сказывается разность географического положения (предгорные и равнинные манси) и отношение к цивилизации. В отличие от поселений сосьвинских манси, живущих на месте родовых владений обособленно от русских, поселок Пелым достаточно крупный, к нему можно добраться по железной дороге, и потомки манси здесь «затерялись» среди русских. (А.Степнина//Красное Знамя,
№ 8/2007)
Административные рамки
В результате продолжавшегося несколько столетий вытеснения русскими, коми, сибирскими татарами и башкирами манси, жившие ранее в Приуральской Европе и на Среднем Урале, оказались преимущественно «сброшенными» на Западно-Сибирскую равнину. Ныне бoльшая часть манси (10,5 тыс. чел. из 11,4 тыс. российских манси) проживает в Ханты-Мансийском округе Тюменской обл., преимущественно в его западной части. Несмотря на то, что округ числится как бы отчасти «мансийским», манси (как, впрочем, и ханты) не играют заметной роли в его общественной и экономической жизни: ею воротят нефтяники.
На территории Свердловской обл. осталось всего 194 манси (еще до начала перестройки их было около 300). В 19 поселениях Ивдельского р-на, разбросанных по большой территории, сейчас живут 141 манси. Обосновавшиеся в труднодоступных местах, они практически отрезаны от мира - дороги давно не ремонтировали, мосты через реки разрушены. (Отчет уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой за 2003 г.)
В Пермской обл. осталось лишь около 30 манси (т. наз. вишерские манси: Бахтияровы и др.) - на северо-востоке области, в районе Красновишерска.
Тяга к старым землям
Уйдя со своей земли, манси не забыли о ней. До 40-х годов XX в. они пригоняли своих оленей на территорию нынешнего «атомного» города Лесного (Свердловск-45). Приходили охотиться в свои бывшие угодья, о чем свидетельствуют фотографии конца 60-х годов прошлого века, выставленные в нижнетуринском музее. На них изображены охотничьи знаки вогул на месте убийства зверя у деревни Большая Именная. (Ст. Скурыдин, 2004)
Родные слова
Названия многих уральских рек свидетельствуют о древних жителях этого края - манси. У Г. Миллера
1 читаем: «...татары имя реки Туры выговаривают “Туре”, а вогуличи, которые еще до татар в этих местах жили, - Тере-Я называют, так что татарское звание может быть взято от вогуличей...» (Ст. Скурыдин//Уральский следопыт, № 6/2004)
На границе зон влияния: Свердловский рефугиум мансийской культуры
На территории Свердловской обл. культура манси сохранилась в некоторых отношениях лучше, чем в Ханты-Мансийском округе. Исследователи из ХМАО стремятся побывать в Свердловской области, где еще сохранились настоящие мансийские деревни (павыли). (А.Степнина //Красное Знамя, № 8/2007)
Оказалось, не одни мы, исследователи из Североуральска, «проторили дорогу» к манси севера Свердловской области. В последние годы к ним приезжали музейные работники Югорска (ХМАО), корреспондент ханты-мансийской газеты «Лунма сэрипос» Светлана Ромбандеева, племянница известной мансийской ученой Евдокии Ромбандеевой, с сотрудниками музея-заповедника «Торум-маа». (Валерий Шакаев.
Хандыбина юрта//Уральский следопыт, № 2/2005)
У наших соседей в ХМАО во многом решены экономические проблемы манси, а вот родной язык находится под угрозой исчезновения. Говорят на нем только 37% коренных жителей, остальные общаются на русском. А на севере Свердловской области манси в чистоте сохранили язык, соблюдают обряды.(Отчет уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой за 2003 г.)
Система расселения
От Хандыбиных узнаём, что в 28 км вверх по Пелыму расположено поселение Петра Курикова - Урай-пауль, в котором проживают 5 человек. Вместе с Петром Куриковым - Николай с женой Полиной и двумя детьми. В 12 км от юрты Петра Курикова раскинулся Овунъя-пауль, где хозяином его брат Семен, а на Каменном Пелыме - Ахвасым полум пауль (на карте - Самбиндалова юрта).
- Хотите посмотреть вор-кол (лесную избу)? - и направил лодку в одну из проток, мимо довольно большого острова посреди Пелыма. Вскоре, оставив лодку на берегу, по едва заметной тропе мы вышли на поляну, посреди которой стоял небольшой дом, рядом - хозяйственный сумъях. У каждой мансийской семьи, кроме постоянного пауля, по тайге разбросаны 6-7 таких вор-кол. (Валерий Шакаев, 2005)
Развитие системы расселения
Новая деревня для манси должна появиться в Ивдельском районе Свердловской области. Возведение поселка ведется на месте заброшенного поселка Ушма при поддержке правительства Свердловской области. У одной из семей, живущих в мансийском поселении Тресколье, в прошлом году сгорели два дома, и местные жители вынуждены были обратиться за помощью к чиновникам. Тогда и было принято решение построить новую деревню (10 домов). На зимний период строительство деревни было приостановлено и возобновится, когда сойдет снег. (Новый регион, 07.03.2007)
В поселках и паулях
Мы познакомились с жизнью манси в поселках с преобладанием русскоязычного населения (Бурмантово, Хорпия, Верхний Пелым), в настоящем мансийском поселке Тресколье-Керасколья, в традиционных паулях по реке Пелым. Проживая в русских поселках, манси в основном утратили свою культуру, традиции, частично - язык, многие пристрастились к «зеленому змию». Лишь в паулях пока сохраняются традиционные промыслы и вера. И пока стоят Урай-паули, Ультем-урай-паули, - будет жить народ манси, и будет звучать по большим праздникам: «Торум ет, Отыр ет!». За веру, за богатырей! (Валерий Шакаев, 2005)
Сезонность расселения
У озера Вагильский Туман, северо-восток Свердловской обл., 80 км к СВ от Серова. Мансийская супружеская пара Василий и Анна в зимнее время по окончании охотничьего промысла на 2-3 месяца, до весны, перебираются в «столицу» этого малолюдного края - поселок Гари, районный центр. За ними, как и за другими промысловиками, сын присылает вертолет. Их сын «начальник, выучился!» - гордятся родители. Он директор Гаринского леспромхоза, хозяйство его огромное. (Герман Агеносов. Вагильский Туман, вогульская мудрость//Русский охотничий спаниель)
Охота
Мансийские дети убежали далеко вперед нас. По пути, уже у самой деревни, они руками поймали зайца. И правильно сделали. Потому что дома у них никого не оказалось. Девчонки ободрали зайца, сварили и съели его. (Елена Гончарова. Мансийский экстрим//Журнал 60 параллель. Сентябрь 2005)
Главным занятием вогула всегда была охота. В.Н. Чернецов заметил: «…у вогула дом и лес едины. Он не отличает одно от другого, у русского же лес отгорожен стеной от его дома, и лес враждебен и чужд русскому». (Ст. Скурыдин, 2004)
Выбрав для себя когда-то наиболее важное - охоту, свердловские манси теперь лишились оленей. А шкуры зверей, мясо лосей не пользуются большим спросом у ивдельцев. Максимум за 60-80 рублей, да и то с большим трудом, берут в Ивделе лосятину на реализацию. И до Ивделя еще добраться надо. (Елена Гончарова, 2005)
«Конкуренция» русского животноводства и мансийской охоты
Мы в поселке Ушма (более 100 км к С от Ивделя). Место бывшей колонии. Заходим в полуразвалившийся изолятор. Нары, прикрепленные цепями к стенам, решетки на окнах…
Поселок брошен пять лет назад. Жителей в Ушме осталось всего трое - манси Степан Анямов, бойкая бабуля (бывшая «зечка») да ее «дед». Бабка ругается со Степаном: «Собаки эти его мансийские моих коз рвут!» Степан же молча собирается да в лес на охоту уходит. (Е.А. Лысенко, 2005)
Доходы
Нина Ивановна Анямова с гордостью показала два мешка из-под муки, доверху наполненные сушеными грибами: «Здесь 10 килограммов, одни красноголовики». А я вспомнил объявление на стене бурмантовского магазина о закупке Ивдельским госпромхозом сушеных грибов по цене 50 рублей за килограмм. «Один мешок на 500 рублей, - подумал я, - два - на тысячу. Неплохо. Но каких трудов это стоило!»(В.А.Шакаев, инспектор по охране и использованию памятников культуры Свердловской области//Историко-краеведческая газета «Вагран», № 62/2001)
Переход на рыночную экономику привел к падению уровня жизни манси. Среди манси осталось всего 4 работающих, 89 человек готовы трудиться, только где и кем? Старые ружья, рыболовные снасти приходят в негодность, скоро манси нечем будет заниматься охотой и рыбалкой. (Отчет уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой за 2003 г.)
Денежные доходы манси в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя. Размер пенсии составляет 28 процентов прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на территории Свердловской области. Абсолютное большинство манси находятся за чертой бедности.
Живут манси в основном за счет пенсий - это единственный стабильный доход. Сейчас трудовые пенсии по старости получают всего 7 человек, еще 10 - социальные. Пенсии по потере кормильца назначены 7 манси, одному по инвалидности. В урожайные годы манси, обитающие в лесных поселениях, продают, меняют на картошку клюкву, бруснику, кедровые орехи.
На приусадебных участках здесь практически ничего не растет - холодно, да и грунт скалистый. Некоторые женщины шьют на продажу унты. Обувь качественная, зима в ней не страшна, и люди охотно ее покупают, только вот как попасть на базар, если до города полторы сотни километров, а общественный транспорт не ходит? (Отчет Т.Г. Мерзляковой, 2003)
В ХМАО манси получают значительную материальную помощь от богатого округа в виде своего рода отступного - за использование под нефтепромыслы родовых угодий. Помощь идет как в денежном выражении, так и в форме предоставления коренным народам техники («Бураны» и др.) и оборудования для ведения хозяйства. Рассказывают, что в 90-е годы появился особый бизнес у одесских и др. адвокатов: они наехали на Обский Север и используют скромных местных жителей, предъявляя от их имени иски нефтяным компаниям за пользование родовыми угодьями; при этом «премия» адвоката иной раз оказывается больше, чем компенсация, получаемая аборигенами.
Банкоматы
Ханты-Мансийский банк установил два новых банкомата в Березовском районе ХМАО. Банкоматы появились в поселках Саранпауль (коми-мансийский поселок на северо-западе ХМАО) и Светлый, где они стали первыми и единственными подобными устройствами.(Пресс-центр банка)
Пища
Если ты пробуешь лосиное мясо впервые - это экзотика. Если изо дня в день на завтрак, обед, ужин - лосятина, это уже экстрим. Манси едят то, что найдут в лесу. Мясо, рыба, орехи, ягоды. Кстати, рыбу в Лозьве манси ловят в ограниченном количестве. Река-то священная. Так что и рыба для них - деликатес. Между прочим, рыбу мы и не видели на столе. А вот несколько рецептов блюд из лосятины.
1. Просто отварное мясо. К нему подается хлеб.
2. Кусочки жареной лосятины в собственном жире, со свеклой. К ним подается хлеб. Кстати, свекла для трескольцев - тоже лакомство.
3. Суп из лосятины с макаронами. К нему подается хлеб.
4. Котлеты из лосятины, обвалянные в диком чесноке. Макаются в растопленный лосиный жир.
Особо надо сказать о хлебе. Он в Трескролье просто бесподобный! Огромные с хрустящей корочкой буханки пекутся или в печи дома, или прямо на улице, в специальных чанах. (Елена Гончарова. Мансийский экстрим//Журнал 60 параллель. Сентябрь 2005)
Мировосприятие
У озера Вагильский Туман, северо-восток Свердловской обл., 80 км к СВ от Серова. Манси Василий и Анна. Они скромны до умиления: создается впечатление, будто стесняются того, что им многое нужно для существования. Надо есть (а для этого добывать пищу), чтобы обогреваться, нужны костер и печь, одежда, дом. Имея свое понимание окружающей среды, земли, неба, ночи, дня, смены погоды и времени года, они не вопрошают, не сетуют. В том их жизнестойкость. Они не ловят ветры надежд, но хорошо знают розу ветров. Знают: жизнь тепла не гарантирует, как ни тяни одеяло на себя. (Герман Агеносов)
Бог
Торум - верховный языческий бог у манси. Несмотря на всеобщую христианизацию и разрушение святилищ, манси сохранили веру в своих богов. И в подтверждение тому - священные амбарчики во многих паулях, сберегаемые и в наши дни. Например, у Хандыбиных и в Тресколье.
«...Возле избы высоко над землей, на трех срубленных соснах - священный шайтанский амбар. Там на расстеленной медвежьей шкуре покоились идолы, родовые божки, что приносят удачу и счастье». (Г.К. Сазонов, А.М. Конькова). «Вот провожу вас и понесу в жертву соболя», - сообщил нам Володя Хандыбин перед нашим отъездом. (Валерий Шакаев, 2005)
Музей
На территории Ханты-Мансийска находится этнографический музей-заповедник под открытым небом Торум-маа. В лесу стоят настоящие строения ханты и манси, перевезенные из разных уголков округа. В запаснике - медвежья голова (у аборигенов культ медведя), веера из перьев лебедя, изделия из птичьих лапок и прочие религиозные ценности и предметы быта. Справа (если смотреть от входа в парк) от основной экспозиции установлены идолы. Следует отметить, что идолы - не услада глаз туриста; они регулярно используются ханты и манси по назначению. (Аскет//Академия вольных путешествий, 2003)
1 Герард Миллер - немец, российский историк и этнограф, один из пионеров научного изучения Сибири (экспедиция 1733-1743 гг.).
В 2014 году чиновники из Правительства Свердловской области, посетили места проживания этой народности, насчитали их 106 человек. Помощь, которую в настоящий момент все еще обсуждают в региональном кабмине (ремонт лодки, бесперспективность строительства дороги, эффективно ли создание малокомплектной школы на 28 учащихся или восстановить школу-интернат). Однако, действие постановления Правительства от 23 12.2003 г. № 798-ПП «Об утверждении мероприятий по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера (манси), проживающих на территории Ивдельского городского округа, на период до 2011 года» закончилось, а нового документа так и нет... Оставшиеся 100 манси могут его и не дождаться... Их просто может не стать...
Оригинал на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/05/blog-post_46.html