Сегодня в посте
Градостроительные практики Администрации Екатеринбурга. ОКН не заметили... я рассказывал о судьбе одного скандального Проекта, который в границах зон охраны объектов культурного наследия в квадрате улиц Маркса-Горького-Энгельса города Екатеринбурга, осуществляется с благословения Администрации города. В этом же посте я рассказывал о том, что некоторые события прошлой недели указывают, что Администрация Екатеринбурга сознательно распространяет в СМИ сведения, которые переносят информационное внимание от данной "строительной" площадки. Я обещал поделиться своими соображениями на счет того, куда уводит Администрация внимание общественности...
Конечно, речь о здании по адресу Шейнкмана 78.
13 мая 2014 года в СМИ появилась информация о сносе этого здания:
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-405295.html. Примечательным является высказывание, приведенное в материале:
Главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин не удивился звонку по поводу судьбы деревянного строения: утром с таким же вопросом к нему обратился мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
- Мне сегодня уже Евгений Вадимович звонил. Разрешение УГМК я подписывал, а что, дом включён в реестр памятников культурного наследия? Нет ведь. Мы УГМК давно предоставили этот участок. Если сейчас появились сомнения насчёт его художественной или архитектурной ценности, давайте обсуждать, - пояснил Е1.RU Михаил Вяткин. - Если он деревянный, то его можно перенести в другое место и сохранить. Обратиться сейчас в Минкульт и отказать УГМК - это неправильно. Нужно разобраться, я переговорю с застройщиком.
Михаил Вяткин считает, что дом можно деликатно разобрать и восстановить на другом месте: "Место мы бы нашли".
14 мая 2014 года, в продолжении темы, портал е1.ru констатировал, что дом все-таки снесли -
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-405338.html. Свою лепту в освещении событий внесли и другие СМИ, которые также несильно разбираясь в теме допускали фактические ошибки. Так, например "Ведомости-Урал" в материале 16 мая 2014 года
http://vedomosti-ural.ru/notes/38864/ специально неверно указал дату обращения общественников о судьбе здания, перенеся ее с 12 мая на 02 мая 2014 года и довольно вольно трактуя 73-ФЗ:
Я также обратился в МУГИСО с запросом о предоставлении информации по данному зданию, вот ответ, который я получил:
Теперь обратимся к закону, который цитируют журналисты:
Статья 17. Документы, представляемые в орган государственной власти для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр
Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных
пунктом 9 статьи 18 настоящего Федерального закона) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации:
1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;
2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;
3) сведения о наименовании объекта;
4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;
5) сведения о местонахождении объекта;
6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;
7) сведения о виде объекта;
8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);
9) описание границ территории объекта;
10) фотографическое изображение объекта;
11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;
12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
ГАРАНТ:
См.
комментарий к статье 17 настоящего Федерального закона
Статья 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр
1. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.
2. Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в
статье 17 настоящего Федерального закона.
3. Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов,
формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются
Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению.
4. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в
статье 17 настоящего Федерального закона, в течение семи дней.
5. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном
пунктом 9 настоящей статьи, о решении Правительства Российской Федерации о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр - в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ в пункт 6 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня
официального опубликования названного Федерального закона
См. текст пункта в предыдущей редакции 6. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной
пунктом 11 статьи 45.1 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ в пункт 7 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня
официального опубликования названного Федерального закона
См. текст пункта в предыдущей редакции 7. В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее сорока лет, за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые считаются выявленными объектами культурного наследия непосредственно после смерти указанных лиц. Включению в реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет.
8. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции
Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) пункт 9 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции,
вступающей в силу с 1 января 2008 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции 9. Объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации.
Объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.
Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.
Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См.
комментарий к статье 18 настоящего Федерального закона
Система ГАРАНТ:
http://base.garant.ru/12127232/4/#block_400#ixzz32AB1gCKx Почему я ссылаюсь не на статью 37, а на эти две статьи, которые, видимо для журналистов менее интересны?
Во-первых, здание по адресу Шейнкмана, 78 появилось как возможный объект культурного наследия не в результате его обнаружения, как это происходит с археологическими объектами, а находилось по этому адресу не один год.
Во-вторых, как уже известный объект архитектуры, а не только что "выкопанный" ковшом экскаватора артефакт, он подпадает под порядок внесения в Реестр ОКН, предусмотренные именно этими статьями. Ключевое понятие здесь - историко-культурная экспертиза. Интересно, а почему тема ценности Шейнкмана, 78 возникла тогда, когда Проект находится в стадии реализации, а само здание начинают сносить? Интересно, а как провести экспертизу того, чего уже нет? Решение о ее назначении должно быть принято в течении месяца со дня обращения в уполномоченный орган....
Думаю, что это неслучайно. В этом я вижу не только использование Администрацией города Екатеринбург общественников для давления на застройщика - УГМК, но и спланированный увод темы от нарушения зон охраны объекта культурного наследия на улице Гоголя.