Записки театрала. Сказка закончилась... О балете "Щелкунчик"

Mar 09, 2014 16:14

В первые мартовские дни в Екатеринбургском театре оперы и балета премьера - балет "Щелкунчик".
Конечно, если бы я был знатоком хореографии, я мог бы порассуждать о том выворотные ли пяточки у солистов, где и какие па были удачные, а какие - нет... Мог бы подвергнуть критике исполнительское искусство и несостыковки кордебалета, но не об этих тонкостях, в которых, я мало понимаю, хотелось бы написать...

"Старая" постановка балета "Щелкунчик" в Екатеринбурге была продолжительностью спектакля 1 час 50 минут.

Балетмейстер-постановщик - народный артист СССР Вячеслав Гордеев (Па-де-де 2-го акта в хореографии В. Вайнонена)
Дирижер-постановщик - Владислав Лягас
Художник-постановщик - заслуженный художник России Станислав Фесько

Главная загадка «Щелкунчика» - в парадоксальном расхождении сюжета и музыки. Противоречие это было заложено еще при рождении партитуры: Чайковский писал балет в соответствии со сценарным планом М.Петипа, который превратил мистическую прозу Гофмана в безмятежный детский утренник (притом, что постановщиком балета волею обстоятельств он так и не стал). Первый акт повторял контуры рождественской истории про ожившую куклу Щелкунчика. Во втором акте действия как такового уже не было, главные герои превращались в статистов, и пряничное благолепие кондитерского дивертисмента в духе излюбленных императорским двором феерий венчало весь балет. В музыке же, напротив, открывались бездны трагических коллизий реального и вымышленного.

Притягательность труднейшей задачи - сочинить спектакль-сказку и, одновременно, философскую поэму, равно интересную как для взрослых, так и для детей, по-прежнему привлекает многих постановщиков «Щелкунчика». Тем более что этот балет - один из самых любимых во всем мире. Каждый год в декабрьские предрождественские дни его дают во многих театрах Европы и Америки. Тысячи новых поклонников музыки Чайковского погружаются в волшебную атмосферу мечты и сказочных приключений. В Екатеринбургском театре оперы и балета «Щелкунчик» ранее ставился дважды.

В этой версии балета «Щелкунчик», предложенной балетмейстером Вячеславом Гордеевым, было сохранено популярнейшее па-де-де второго акта Василия Вайнонена.

Источник: http://66.ru/afisha/event/508/

Описание новой постановки "Щелкунчика" на сайте театра:

Балет в трех действиях
Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана в редакции Василия Вайнонена
Хореография Василия Вайнонена (1934)
Балетмейстеры-постановщики - Дмитрий Корнеев, Ирина Иванова
Дирижер-постановщик - Михаил Грановский
Художник-постановщик - Альона Пикалова
Художник по костюмам - Елена Зайцева
Художник по свету - Евгений Виноградов
Екатеринбургский театр оперы и балета подготовил фантастический подарок для зрителей. 5, 6, 7, 8 и 9 марта 2014 года театр представит новую постановку «Щелкунчика» - одного из самых любимых зрителями во всем мире балетов П.И. Чайковского.

В новом «Щелкунчике» есть все, чтобы снискать любовь как самой искушенной, так и абсолютно неподготовленной публики, как детей, так и их родителей. Спектакль, в котором сказка, философия, поэзия и, конечно, гениальная музыка Чайковского слились в совершенное целое, изящно оттеняемое хореографией Василия Вайнонена. На сегодняшний день эта хореографическая версия признана канонической и уже более 80 лет не покидает сцену Мариинского театра - крупнейшего в мире хранителя шедевров классического танца.

Философские искания Гофмана (автора сказки «Щелкунчик и мышиный король»), в которых противоречия между реальным и вымышленным мирами обрекают героев на вечное стремление к недостижимому идеалу, Мариус Петипа переработал в удивительное сказочное приключение. В спектакле безмятежный детский утренник полный смеха, тепла и веселья сменяют картины противостояния добра и зла. Но сказка остается сказкой. Предчувствие чуда не покидает ни на минуту, порой кажется, что еще мгновение и реальными станут и Конфитюринбург, и звездное небо, и прекрасный Принц. Музыка Чайковского, еще недавно создававшая атмосферу веселого праздника и детских грез, в одно мгновение переносит главную героиню Мари в новый мир, в котором звучат ноты взросления и мудрости.

Источник: http://www.uralopera.ru/afisha/show.php?annid=115

Продолжительность 2,5 часа.

Конечно, в новой постановке появились, как и в Мариинском театре, дети... Это, конечно хорошо, когда ученики "Дягилевской школы" выходят на сцену в спектакле, когда часть картин поставлена именно для этих исполнителей... Но, судя по всему нам до Питера далеко с ее школами балета... Эти картины именно это и показали... Национальные танцы и Па-де-де - не захватили своей удалью и разнообразием...  Уровень клуба и самодеятельности превратили постановку из классического произведения в "воспоминания  о классике".

А изменение сказочных декораций и костюмов в традиционный набор визуального образа "современного" арта? Полностью исчез дух сказки и фиерии... Сказка ушла, а осталась "классика" балета... на провинциальном уровне... с темным вторым действием (не достаточное освещение)... Сомневаюсь, что три действия и 2,5 часа легче воспримутся детьми, спектакль получился не для них, а для взрослых...

Я не пытаюсь сказать, что можно сравнивать постановку Гордеева и Корнеева-Ивановой... Я пытаюсь понять, что мне не понравилось.

Я вспоминаю вайноненковскую постановку Мариинки, которую видел в записи... Там свет и сказка! Динамика сюжета в Питере захватывает, а дети радуют своим исполнением партий, костюмы и декорации подчеркивают сказочность происходящего... Это всего лишены зрители екатеринбургского театра... Мы получили очередной тягомотный самодел, претендующий на классичность... И только музыка Чайковского напоминала о сказке и фиерии!

Сказка (старая постановка) и быль (новая) в фотографиях:



















Использованы фотографии Сергея Бутолина - https://vk.com/album1167562_149502491

Мои некоторые посты о Екатеринбургском театре оперы и балета:
Шишки и самодурство: как из академиков сделать шапито?
Искусство нынче не для народа, а для чиновников от искусства?
Екатеринбугский театр оперы и балета: креатив вместо интеллекта .



Записки театрала, Театр, Г: Екатеринбург, Хореография, ЕТОиБ

Previous post Next post
Up