Сегодня посчастливилось посмотреть новый миниспектакль, зарисовку к большому, полноформатному спектаклю Серовского театра драмы им. А.П.Чехова (Свердловская область).
За литературную основу спектакля взят рассказ американского писателя Эда Макбейна "Твоя очередь!" из цикла "Дети джунглей". Вслед за автором, режиссер-постановщик Юлия Батурина (ее звания и награду упоминать не буду), на фоне разборок двух молодых людей, лидеров двух уличных группировок, которые сошлись в покинутом доме или подвале (место не столь важно, важно, что в замкнутом пространстве) в своеобразном диалоге обреченностей. В спектакле "Blind-man's-buff" ("Жмурки"), как и в авторском произведении, молодые люди пытаются сравниться силой духа и везения в "русской рулетке", раскручивая барабан револьвера, заряженный пулями, они, приставляя его к своей голове по очереди, начинают понимать, всю глупость ситуации, все наносные ценности стаи, которые толкают их к выяснению отношений, всю мнимость дружеских отношений людей, которые стоят за стенами и ждут результата смертельной игры.
Смертельная игра вызывает у героев взаимопонимание ценности жизни и друг друга, как людей, которые оказались перед лицом смерти за выдуманные идеалы, у которых вся жизнь с ее новыми ощущениями, встречами, праздниками и огорчениями может быть впереди, а может оборваться по воле случая. Что наша жизнь - игра... Игра актеров Алексея Деева и Сергея Филькина не показалась показной, они с каждым выстрелом все ближе воспринимались зрителями как реальные люди, которых не становилось жалко, а которые становились ближе. Сумеречный зал, сцена, молодые пацаны, которые заигрались... Вот, они готовы остановиться, еще шаг, еще один, последний вызов смерти... Смерть взяла свое, с ней нельзя играть, она привыкла выигрывать...
Один из молодых людей загоняет себе пулю в голову... История не прекращается, другой, понимая всю нелепость и ситуации, и жизни, выбегает к своей "братве", не чтобы поделиться радостью победы и превосходства, а очередными выстрелами, которые ставят точки в их жизнях и судьбе, но многоточия в понимании зрителем.
Миниспектакль, минипространственное и художественно-оформительское решение спектакля не делают его минизначимым. Большое видится на расстоянии, а расстояние выбрано удачное. Для больших проблем достаточно несколько фраз или взглядов, чтобы их обозначить. Это удалось Серовскому театру и его главному режиссеру Юлии Батуриной, которые в очередной раз, на сцене Дома актера Екатеринбурга показали, что театр из глубинки может ставить глубокие философские и жизненные проблемы перед зрителем.