"Там, где Сезанн со всей суровостью испанского иезуита нагромождает кубы, сферы и цилиндры, Ренуар мягко подает едва заметные переходы от одного предмета к другому. "Ренуар, - говорил нам Сезанн с оттенком пренебрежения, - что вы хотите от него? Он же рисовал только парижанок!"
Женские образы Сезанна существуют, зато только на его полотнах. Его планы не сходятся, предметы шатаются, но все подчинено определенной логике, как говорил Ренуар, он может наложить пару пятен на белый холст - и это уже будет называться живописью! Сезанн предпочитает прочность и солидность, картина Ренуара же становится прозрачной, как перламутровый лак, и переливается, как шелковая материя...
Цель искусства - наслаждение. Однако после Сезанна наше удовольствие от него стало сугубо интеллектуальным. У старых мастеров не было противопоставления интеллекта чувствительности, смысла изображению. Вернулись бы эти счастливые времена, дух которых проникает к нам из полотен Ренуара. В искусстве все только порядок и красота, роскошь, покой и наслаждение. Я - за порядок. И многогранники, безголовые женщины и безносые лица, резкие диссонансы цветов мне кажутся пачкотней и халтурой, мы забываем о том, что искусство должно радовать глаз. Роскошь, богатство красок! И наслаждение - то, чему учил нас Ренуар".
Морис Дени, Париж, 1923 г.
"Живопись создана для того, чтобы украшать
стены,следовательно, необходимо, чтобы она была роскошной. Мне кажется, что
картина должна быть приятной, радостной и миленькой, да-да, миленькой! В жизни
так много неприятных вещей, что мы ни в коем случае не должны производить их
сами. Я понимаю, трудно представить себе, что живопись может быть и великой
живописью и оставаться миленькой. Вот почему Фрагонар смеялся над теми, кто
упрекал его в создании невеликих картин.
Не будем принимать всерьез насмешников. Искусство, облаченное в робу, будь
то музыка, литература или живопись, всегда будет изумлять".
Огюст Ренуар