«Иисус Христос - суперзвезда», 26.01.2020

Feb 04, 2020 00:02

«Иисус Христос - суперзвезда» - рок-опера, которая в этом году отмечает свое 50-летие. Я увидела ее вживую совсем недавно, в прошлом году. К своему стыду, до постановки ИХС в театре Моссовета я «иду» уже года 4, никак не складывается. Еще есть постановка Санкт-Петербургского театра «Рок-опера», первая в России (с 1990 г.), между прочим, но она в Москву не приезжала.

К счастью, до Москвы добралась «обновленная» версия питерского "Иисус Христос - суперзвезда": с новыми костюмами (были заменены почти все), аранжировками и светом, который ставил светохудожник группы «Алиса» - Андрей Лукашов.
https://иисусхристоссуперзвезда.рф/

Скажу честно, что я была в этот блок на всех 4 показах, поэтому смогла оценить все возможные и невозможные варианты составов. А они действительно потрясающе разнообразные: Иисус может стать в другом спектакле Иудой, Иуда - Иисусом или Понтием Пилатом, а Петр - царем Иродом.

Фото - Екатерина Кудряшова.



Я напишу только про один спектакль 26 января  с составом:
Иисус - Ярослав Баярунас
Иуда - Александр Кашапов
Мария - Анна Тесс
Понтий Пилат - Вячеслав Ногин
Кайафа - Алексей Толстокоров
Анна - Александр Кавин (з.а. РФ)
Пётр - Вадим Рябушкин
Ирод - Константин Шлюев

Для меня «Иисус Христос - суперзвезда» - очень тяжелый морально спектакль. Посмотрев в роли Иисуса и Ярослава Баярунаса, и Александра Казьмина, я убедилась в том, что нашла «своего» Иисуса. У Александра Казьмина Иисус - «просто человек», который принимает божественное предназначение. У Ярослава Баярунаса Иисус отстраненный, «неземной» и выделяется среди  других людей: он погружен глубоко в себя и словно бы постоянно думает о том, что ему назначено умереть за людей. Для меня Иисус действительно должен быть именно таким, хотя, вероятно, это противоречит изначальной идее оригинального ИХС, ибо создатели хотели показать Иисуса-человека.

Но к образу Иисуса в исполнении Ярослава Баярунаса мы еще вернемся, а начинается рок-опера с долгой ансамблевой сцены с толпой. Толпа, она же - апостолы, очень важный персонаж ИХС. В начале они преклоняются перед Иисусом, поют ему осанну… И только один человек, Иуда (Александр Кашапов) понимает, что «толпа всегда слепа». Настоящий друг, он всю дорогу пытается предостеречь Иисуса, образумить его, предупредить о грозящей опасности. А опасность действительно близка: первосвященники Анна (Александр Кавин) и Кайафа (Алексей Толстокоров) уже договорились предать Иисуса смерти. Хочется отметить премьеру Алексея Толстокорова в роли Кайафы: получился действительно величественный вершитель судеб с мощным низким голосом.



Иуда сильно, до ревности, не любит Марию Магдалину (Анна Тесс) - она с головой увязла в грехах, отвлекает Иисуса, делает его слабее, да еще и дорогое миро переводит. Анна Тесс создала совсем иной образ Марии, нежели Анна Позднякова, которую я видела много раз ранее и тоже очень люблю. Ее Мария кажутся более юной и совсем невинной, несмотря на свое прошлое. Она с такой немой  досадой слушает упреки и оскорбления Иуды, так преданно любит Иисуса, так мечется в «Я сделалась другою..». А еще, именно в ее исполнении я заметила, как Мария с ужасом отшатывается от пытающихся завлечь ее в бурную оргию в храме и поняла, что это она побежала и позвала Иисуса, чтобы он выгнал грешников из  дома Господня.



Но Иуда разочаровался в своем кумире, его раздражает все: недальновидность, слабость, блаженность и покорность судьбе. Он даже не поет осанну вместе с другими апостолами. Сцена предательства Иуды мне очень нравится: она действительно раскрывает мотивы его поступков, мы понимаем, что он хотел добра, хотел спасти народ, и верил, что поступает во благо. Даже злосчастные 30 монет он сначала гордо не собирается брать, но Анна и Кайафа убеждают его, что их можно раздать бедным - и Иуда согласится произнести роковые слова: «Он будет в ночь на пятницу один, Вдали от толп, в долине Гефсиманской».



Иисус с самого начала знает, что скоро умрет, покинет апостолов и народ. Он даже не хочет оттягивать этот момент, сам гонит Иуду. Но самая сильная и самая «человечная» ария Иисуса - «Гефсимания», в которой он признается, что слаб и неуверен, спрашивает у Бога, что даст миру его смерть, сможет ли он что-то изменить, и призывает Отца брать его быстрее, пока у него еще есть на это силы и решимость. Именно после Гефсимании предатель-Иуда целует Иисуса перед арестом.

Еще одна страшная сцена - раскаянье и самоубийство Иуды, на самом деле, единственного думающего и анализирующего среди апостолов. В ужасе от того, что натворил, он признается, что не умеет любить иначе и, возможно, если он умрет, Иисус сможет простить и полюбить его? Боюсь, что нет. Очень тяжело осознавать, что Бог действительно все знал и назначил именно Иуде быть предателем только потому, что для Спасения кто-то должен был предать Христа.



Как же быстро меняется реакция толпы: из только что прославляющих Христа обожателей они превращаются в его преследователей, они уже готовы предать его суду и уговаривают Пилата казнить его. В каких только ролях я не видела в ИХС Вячеслава Ногина: и Иудой, и Иродом, и Анной! А сейчас он стал и Понтием Пилатом. И он отличается от Пилата Вячеслава Штыпса. Тот - сильный человек со своими грехами и слабостями. У Ногина Пилат такая же отстраненная от действительности хрестоматийная фигура, подстать Христу-Баярунасу. Человек, которому дано принять последнее, судьбоносное, решение, и он  сделает свой выбор. С досадой и злостью,  ведь он до последнего старался спасти Иисуса от казни, но тот как будто сам не хочет жить: «Этими руками правит власть иная, знай! Ты ничего не в силах изменить…» И мы опять возвращаемся к теме божественного Провидения: люди - только пешки в большой игре, у каждой своя роль, но повлиять на свою судьбу и предназначение они не могут.

Финальная сцена очень красиво обыграна светом: кроваво-красный огонь озаряет руки Анны и Кайафы, а на головы толпы рушится небо. Иисус воскреснет, конечно. Но это будет уже совсем другая история. И она не закончится арией Иуды «Суперзвезда», а остановится на каноничном Иисусе в белых одеждах, окруженном притихшей толпой.

Следующие спектакли 2 и 3 мая в Санкт-Петербурге, но надеюсь, постановка вернется и в Москву.

А за приглашение спасибо огромное проекту Москультура, сообществу
moscultura и лично Михаилу
tushinetc!

Ссылки: официальный сайт проекта и группы Вконтакте и Инстаграм.
https://иисусхристоссуперзвезда.рф/
https://vk.com/rockopera30years
https://www.instagram.com/rockopera_theatre/

#москультура, #moscultura

Previous post Next post
Up