Чалдини Р.
Личность и ситуация
Мотивация (Motivation) - сила, которая влечет людей к желаемой цели.
Цель (Goal) - желаемый результат, что-то, чего человек желает достичь или выполнить
Мотив (Motivе) - цель высокого уровня, первостепенная для социального выживания.
Внимание (Attention) - процесс сознательной сосредоточенности на аспектах нашей среды или на нас самих.
Автоматизм (Automaticity) - свойство поведения или когнитивного процесса, позволяющее человеку действовать без руководства сознания сразу после начала процесса.
Сила воли (Willpower) - способность к самоконтроля, используемая для того, чтобы преодолеть непродуктивные импульсы и достичь трудных целей.
Процесс самовосприятия (self-persception process) - процесс, при котором люди наблюдают за своим собственным поведением и создают внутренние характеристики, такие как черты характера, способности и установки.
Процесс отраженной оценки (reflected appraisal process) - процесс, при котором люди начинают понимать себя, наблюдая за тем или воображая, как относятся к ним другие.
Социальное сравнение (Social comparison) - процесс, при котором люди начинают понимать самих себя, сравнивая свои способности, установки и представления со способностями, установками и представлениями других людей.
Установка (Attitude) - благоприятная или неблагоприятная оценка отдельного человека, предмета, события или идеи.
Самооценка (Self-Esteem) - наша установка по отношению к самим себе.
Эмоция (Emotion) - относительно интенсивное чувство, характеризующееся физиологическим возбуждением и комплексными знаниями.
Настроение (Mood) - относительно длительное чувство, размытое и не направленное на достижение какой-то определенной цели.
Классическое обусловливание (Classical conditioning) - процесс, при котором люди связывают новые события или объекты с чувствами к событиям, которые произошли до того.
Личность
1. Личность - это динамичное сочетание мотиваций, знания и чувств, которые соединяются и формируют социальное поведение.
2. Мотивация - это энергия, направляющая людей к их цели.
3. Достижение целей иногда требует значительного внимания. По мере накопления опыта, однако, стратегия достижения некоторых целей становятся автоматическими и позволяют нам посвящать наше огранияенное количество внимания решению других задач.
4. Цели могут быть труднодоступны. Для достижения некоторых из них требуется приложить большую силу воли. Когда нам нужна сила воли для достижения одной цели, у нас на короткое время становится ее меньше для достижения далеких целей. Не делать что-то может быть особенно трудно, потому что мысли, которые мы подавляем, могут позднее еще чаще и интенсивнее приходить в сознание.
5. Знание - это информация, которую мы получаем из нашего жизненного опыта и храним в памяти. Мы организуем эту информацию в психические структуры, такие как образцы и схемы.
6. Я-концепция - это наше знание о самих себе. Мы начинаем понимать себя, наблюдая за собственным поведением (самовосприятие), наблюдая или воображая, что видят в нас другие (отраженная оценка), и сравнивая себя с другими (социальное сравнение).
7. Чувства включают утсановки, эмоции и настроения. Социальные психологи разработали различные способы определения челочеческих чувств, в том числе - самоотчет, наблюдение за поведением и физиологичесике техники.
8. Наши переживания и выражения чувств подвержены влиянию генетической и культурной наследственности. Мы отчасти узнаем, как переживать и выражать свои чувства в процессе классического обусловливания, инструментального обучения (оперативного обусловливания) м научения через наблюдение. Чувства, которые мы испытываем в любой данный момент определяются непосредственными физиологическими (например, обратная связь с выражением лица) и интерпретацией наших обстоятельств.
9. Чувства в высшей степени функциональны. Эмоции подают нам сигнал, что что-то не в порядке, поэтому мы можем сместить наше внимание с текущей деятельности к вновь возникающим интересам. Установки позволяют нам быстро формировать мнение о предметах, с которыми мы сталкиваемся при помощи приема приближения/избежания. А настроения готовят нас к тому, чтобы справиться с обстоятельствами в недавнем прошлом и настоящем.
Ситуация.
1. Люди оказываются в определенной физической и эмоциональной среде, которая влияет на их мысли, чувства и поведение.
2. Люди, окружающие нас, могут оказывать на нас сильное воздействие. Например, учащиеся в маленькой недоукомплектованной школе могут быть сильно мотивированными, участвовать в большем количестве разных занятий, у них будет больше ответственности и им придется чаще применять свои способности.
3. Различные ситуации предоставляют нам различные возможности и угрозы. Все это называется допустимыми возможностями, и мы часто эффективно и без особых усилий их различаем.
4. Люди передают друг другу дескриптивные нормы - информацию о том, что большинство людей, как правило, делают в данной ситуации, - и эти нормы помогают нам сделать правильный выбор и соответствующе вести себя в новой ситуации. Дескрептивные нормы обычно отражают подлинные представления и чувства людей. Когда люди ведут себя не так, как они действительно верят и чувствуют, у них формируется состояние множественного незнания, способствующего такому поведению, как излишняя выпивка.
5. У многих ситуаций есть свои "правила", говорящие о том, что нам позволено делать, а что - нет. Эти правила называются инъюнктивными нормами, и они определяют, что обычно одобряется и не одобряется в данной ситуации. Более того, некоторые ситуации расписаны по сценариям и существует общая последовательность поведения, ожидаемого от людей. Запреты и сценарии направляют людей и делают их поведение приемлемым и ожидаемым.
6. Некоторые ситуации "сильнее" других. Сильные ситуации предоставляют людям меньше возможностей, в них более четкие запреты и описания и они чаще происходят по сценарию.
7. Культура может влиять на обстоятельства, в которых мы находимся, и на то, как эти обстоятельства влияют на нас. Индивидуалистические культуры стремятся социализировать своих членов, чтобы те считали себя личностями и как приоритет выбирали свои личные цели. Коллективиствике культуры социализируют своих членов так, чтобы они считали себя представителями больших социальных групп и ставили интересы группы выши своих собственных.
8. Различные культуры часто предоставляют своим членам неодинаковые возможности. В них также могут быть различные нормы и для тех же ситуаций они предписывают другие сценарии.