Лиха беда кафтан нажить, а рубаху можно дома сшить.
Русская народная поговорка
Пришивание заплатки закончилось написанием настоящей заметки. Надеюсь, она окажется полезной всем нуждающимся, но не знающим с чего начать. В заметке дан краткий очерк, показана современная реконструкция мужской рубахи. Приводимый вариант с косыми бочками на сегодняшний день наиболее популярный в среде исторической реконструкции Руси эпохи Средневековья, но мы также обращаем внимание на вариант с прямыми бочками.
Рубаха или сорочка в Древней Руси являлась основной, иногда единственной одеждой мужчин и женщин. Само название происходит от общеславянского руб, рубище - кусок ткани. Вероятно, рубаха представляла собой туникообразную одежду, надеваемую через голову. Об этом косвенно свидетельствуют местные источники и синхронные реалии соседних регионов.
Материалом для пошива служили ткани местного производства и благородные привозные. Исподнюю одежду изготавливали из отбелённого полотна - льняного или конопляного, тёплую верхнюю - из шерсти. Шёлк использовали для отделки и парадных нарядов.
Мужская рубаха не длинная, до колен или немного выше, женская - долгополая, слегка приоткрывала ступни. С боков вшивались вставки расширяющие подол. Горловина округлая, неширокая. Для того чтобы продеть в неё голову на груди делался неглубокий прямой разрез, застёгивающийся на застёжку. Известны разрезы расположенные сбоку, в частности слева. Горловины женских рубах нередко собирались в складочку, что могло отражаться на общей конструкции одежды. Праздничные рубахи украшали расшитыми стоячими воротничками или вышивкой, обшивали галуном.
Наиболее архаичной схемой рубахи в традиционном костюме восточнославянских народов считается рубаха с бочка́ми, обусловленная использованием узкой домотканины шириной 30-50 см. Удобный фасон и экономичный раскрой помогли ей закрепиться в качестве нательной одежды мужчин и реже женщин (в силу большего разнообразия кроя). Конструктивная особенность заключается в форме и способе вшивания боковых вставок (прямых или косых), берущих начало от рукавов. Ранние археологические образцы этого типа известны по аланским катакомбным могильникам VIII-IX вв. на Северном Кавказе (коллекция Карачаево-Черкесского музея). Русские артефакты богато представлены материалами XVI - начала XVIII вв.
Технология сборки
Конструкция. В основе конструкции лежит стан, перегнутый пополам (рис. 1, 2). Рукава присоединяются под прямым углом образуя Т-видный силуэт. Подол расширяют боковые вставки прямой или трапециевидной формы. В последнем случае между собой они соединяются прямыми сторонами согласно направлению нитей основы (показано на рис. 1, 5), а диагональными со станиной, чтобы вставки не вытягивались во время ношения. Под мышками квадратные ластовицы сложенные пополам по диагонали. Горловина прорезная, соответствует овалу основания шеи. Застёгивается на фибулу или пуговку, с противоположной стороны от которой находится петелька, скрученная из нити или сложенная из полоски ткани.
Рис. 1. Рубаха с бочка́ми.
1 - расположение деталей на узком полотне: а - стан; б, в, г, д - косые бочки́; е, ж - рукава; з, и - ластовицы. 2 - схема рубахи; 3 - схема запошивочного шва. 4 - схема подшивания среза. 5 - современная реконструкция мужской рубахи (длина до колен). Стрелочками показано направление нитей основы ткани.
Швы. Соединение деталей выполняется прочным запошивочным швом (рис. 1, 3). Для сборки обычно применяется шов через край. Допустимо другое сочетание местных археологических швов. На современной реконструкции (рис. 1, 5) в качестве основного использован шов назад иголку, кромка подшита швом вперёд иголку. Срезы горловины, рукавов и подола подворачиваются два раза и подшиваются швом через край как показано на рис. 1, 4. Шаг подворачивания на рукавах и подоле 1 см, на горловине - 0,5 см. Для повышения износостойкости срезы горловины обрабатываются особенно тщательно. Также оправдана подоплёка полная или неполная - по всей горловине или вдоль разреза.
Нюансы проиллюстрированы на фото ниже.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Древняя одежда народов Восточной Европы / Ответственный редактор М.Г. Рабинович. - М., 1986.
Сабурова М.А., Ёлкина А.К. Детали древнерусской одежды по материалам некрополя г. Суздаля // Материалы по средневековой археологии Северо-восточной Руси: Сборник научных трудов / Институт археологии; Ответственный редактор М.В. Седова. - М., 1991.
Зубкова Е.А., Орфинская О.В. Результаты исследования текстиля из раскопок в Пскове в 2006 г. // Археологические вести / Институт истории материальной культуры РАН. Выпуск 16. - СПб., 2011.
Орфинская О.В. Текстиль VIII-IX вв. из коллекции Крачаево-Черкесского музея: технологические особенности в контексте культуры раннесредневековой Евразии // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Российский научно-исследовательский институт природного и культурного наследия. - М., 2001.
Власяница Ивана Васильевича Грозного, XVI в. ГИМ. Котлякова Т.Н. Мужские рубахи конца XVI - начала XVII в. из погребений царя Фёдора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского в Архангельском соборе Московского Кремля // Древняя одежда народов Восточной Европы. - М., 1987.
Ёлкина И.И., Станюкович А.К. Мужские рубахи из Новоспасской усыпальницы бояр Романовых // Вестник Костромской археологической экспедиции. Выпуск 2. - Кострома, 2006.
Рис. 2. Горловина рубахи с застёжкой в виде пуговицы.
Рис. 3. Соединительный шов: внешний и внутренний вид.
Рис. 4. Обработанный срез: внешний и внутренний вид.
Рис. 5. Вид рубахи на теле.
(Та же, только подрезанная рубаха на рис. 1, 5)