Стереотипы о древнерусском костюме XIII-XIV вв.

Feb 16, 2011 23:55

 
Давно пора было написать что-то подобное о часто встречающихся и наиболее раздражающих моментах. Эта идея витает в воздухе несколько лет, однако реально пригодилась только сейчас в рамках одного проекта, который, надеюсь, состоится вскоре.

Присоединяйтесь, давайте вместе бороться с убожеством реконструкции Древней Руси. Был бы признателен, если вы укажете на допущенные пропуски. После некоторой обкатки этот материал планируется выложить для общего пользования на одном популярном ресурсе.

Фактура ткани
Редко кем учитывается фактура тканей (шерстяных прежде всего), за счёт чего можно лишний раз подчеркнуть социальное положение человека и существенно разнообразить внешний вид. Это не повод начинать использовать мешковину, цепляться к участникам фестивалей с линейкой (чтобы измерить плотность нитей полотна, из которого сшит костюм), но даже при самом условном разграничении эффект превосходит ожидания. Часто используемое в наши дни сукно (шерстяная ткань с войлокообразным начёсом) тогда стоила больших денег, в ходу были всевозможные узорные ткани как местного производства, так привозные.

Цветовая гамма
Абсурдна ситуация, когда цветовая гамма в костюме зажиточного человека и бедняка почти неотличима как по набору оттенков, так по их насыщенности, ведь все шьют из одних и тех же фабричных тканей. Разнообразить картину проще, используя разные оттенки цвета, не только яркие, но по большей части приглушённые (чтобы избежать эффекта горящего светофора), а также небелёные ткани естественной пигментации.
Кроме синего и красного цвета существует масса других, не зацикливайтесь!

Фасон одежды и внешний вид в целом
Культура древнерусских городов не была лапотной, но и не представляла собой ярмарочный лубок. Не нужно метаться из крайности в крайность!
Внешний вид в целом не должен вызывать чувства отторжения, даже в том случае, когда допущены несущественные помарки.
Повседневная одежда рядовых горожан в виде балахона (с подолом ниже уровня колен, широкими прямыми рукавами, необъятными складками после опоясывания) - это неудобно, не эстетично и не подтверждается источниками. Исключением является исподняя одежда, которая традиционно шьётся свободного фасона. Верхняя одежда взрослых людей шьётся по телу. Особенно одежда горожан, тем более привилегированного сословия. Грешат этим в основном парни. Девушкам наоборот не следует увлекаться подчёркиванием фигуры: долгополые платья прилегают к телу вверху и заметно расширяются книзу.
Бельё не должно торчать из-под верхней одежды.

Покрой и ношение плечевой одежды
Принимая во внимание, что верхнюю плечевую одежду шьют по одной-двум схемам, то общая картина складывается весьма удручающая. Схем кроя больше, чем две. Если ранжировать их согласно половым и социальным признакам, гражданской или военной специализации, а также региональным культурным особенностям, рисуется совершенно другая картина внешнего вида.
Мало кто использует конструктивные (вшитые) воротники-стоечки, а ведь они делают одежду комфортнее, защищая шею от холода и солнца.
Детали одежды, составленные не из цельных кусков кроеной ткани, а из фрагментов - нормальное явление. Но специально стремиться к этому не нужно.
Имитация домотканины шириной 30-50 см вырезанием полос из фабричного полотна шириной 140-150 см того не стоит, если не ставится конкретная задача сшить одежду из узкой ткани по определённой схеме. Во-первых, размеры каждого человека индивидуальны. Во-вторых, средневековые ткани могли достигать разной ширины в зависимости от ситуации.
Известные рубахи XVI-XVII вв. могут служить для понимания логики традиционного кроя, но не должны выступать объектом копирования.

Отделка одежды
Популярные накладные контрастные детали в области ключиц и плеч известные по иконам святых Бориса и Глеба никакого отношения к повседневному костюму не имеют. В интерпретации это выглядит особенно безвкусно, когда выполнено изо льна на льняной рубахе.
Немногим лучше выглядят растиражированные широкие контрастные окантовки вдоль горловины и её вертикального разреза на груди, концов рукавов и подола. Незачем лепить их, если творческой фантазии ни на что другое не хватает.
Обильной отделки шерстяной тесьмой, в особенности широкой вероятнее всего служившей опояской, не было. Ни на одежде, ни в качестве лент для фиксирования обмоток на ногах.
Термин «разговоры» ложный, как и само понятие тканевых нашивок в виде горизонтальных рядов вдоль вертикального разреза на груди. Обычно нашивки плетутся из шёлковых и металлизированных нитей. Пышных нашивок рассматриваемого времени неизвестно. Наличие нашивок на одежде не обязательно даже для привилегированного сословия.
Неправильно использовать шерстяную нить, а также традиционные мотивы и позднюю этнографическую технику вышивания. Вышивка выполняется шёлковыми или золототканными нитями на шёлковой основе, затем с отступом от края заготовка нашивается на одежду.
Не нужно обшивать одежду речным жемчугом, если костюм небогатый или не достаточно украшен. Сам по себе жемчуг не украшение, а элемент композиции.

Соединительные швы
Нарочно акцентировать, что крашеная одежда сшита белыми нитками не нужно! Если альтернативы белым ниткам нет, это не беда, но сделайте так, чтобы они не выделялись снаружи.
Кроме неоправданно востребованного шва «назад иголку» (вероятно, применявшегося на Руси, так как он известен на Западе и на Востоке) археологически зафиксированы другие швы - «запошивочный», «вперёд иголку», «через край».

Поясная одежда
Штаны могут быть свободными, но это не повод шить шаровары.
Ношение двух штанов (исподних и верхних) не обязательно, так как ничем не обосновано кроме некоторых представлений о комфорте и гигиене.
Шоссы при существующей аргументации - от лукавого. Дискуссионным вопрос остаётся в отношении представителей «прогрессивной» культуры городов Великого княжества Литовского периода второй половины XIV-XV вв.

Одежда для улицы
Нет доказательств существования плащей в форме ¾ круга, точно так же как нет доказательств (и вряд ли появятся в связи с неэкономичностью и высокими трудозатратами) конструкции состоящей из треугольников.

Головные уборы
Повсеместное ношение в тёплое время года шапок с меховой опушкой странно не меньше, чем хождение в шортах зимой. Никто не отменял валяные головные уборы или сшитые из ткани.
Княжеские шапки с контрастной линией по середине известные по Борисоглебскому циклу к повседневному костюму также не имеют никакого отношения.

Ноговицы, носки, портянки
Когда нет возможности заказать тканые обмотки или подобрать и стилизовать ленту, вырезанную из ткани, их можно заменить вязаными чулками-гетрами длиной до колен или ноговицами, сшитыми из ткани.
Нет ничего зазорного в том, чтобы надевать обувь на босу ногу, подложив траву или войлочные стельки.

Аксессуары
Не используются простые варианты пуговиц, которые без особого труда можно изготовить самому - деревянные, костяные, кожаные, тканевые. Кроме того, известны металлические литые пуговицы не грушевидных форм.
Кроме кожаных поясов с металлической гарнитурой существовали пояса тканые.
Статусные мужские поясные сумочки-ташки вышли из употребления, им на смену пришли поясные сумочки «золотоордынского типа» на двух подвесках и с замком на клапане. На это следует обратить внимание всем: парням на то, что «статусные», девушкам на то, что «мужские». Упрощённые версии - спекуляция, повсеместно используемым поясным вместилищем для мелочевки служил затягивающийся мешочек.

Обувь
Взрослым людям обувь шьётся по ноге, она не должна представлять собой армейские кирзачи или стоптанные калоши!
До XIV века толстых чепрачных подошв не было и в дальнейшнем они ставились на сапоги.
Низкой обуви на толстой подошве с острыми носами не существовало! Древнерусские мягкие ботинки с «воротничками», как правило, шьются выворотным способом; шов на внутренней стороне стопы обычно выполняется «тачным швом» (встык).
Между сапогами XIII и XIV века существует большая разница, которая выражается в разной технологии сборки, конструкции и как следствие того - геометрии. Сапоги почти никогда не сшиваются наружными швами (в наклад).
Складки на поршнях закладываются аккуратно, а не стягиваются шнуром. Этот тип обуви изготавливается из нетолстой кожи.

вопросы — ответы, реконструкция, костюм средневековой Руси

Previous post Next post
Up