Как петровцы воевали свеев в Алуксне. Рассказ очевидца

Aug 08, 2007 14:58



На прошлой неделе, где-то в понедельник, мне позвонил Юрий Кулик из рижского Les Fusiliers Grenadiers de la Garde (клуб реконструкции 1812 года) и предложил поучаствовать в первом латвийском мероприятии на Северную войну. Участвуют наши, эстонцы из Нарвы и Раквере, шведы, а также главные активисты движения петробригада из Питера. Северная война на постсоветском пространстве тема новая. Остро не хватает людей. Созывали всех кого только могли.

С самого начала разговор шёл о том, чтобы я сел за пульт управления пиротехникой во время инсценизации битвы. Но гости из Швеции приехали не полным составом, следовательно, для равновесия сил меня оперативно переопределили к ним. Обещали выдать всё необходимое обмундирование. Я согласился.



ПЯТНИЦА

Утром снова позвонил Юрий убедиться, что я не передумал. Просил взять какой-нибудь костюм, подходящий на эпоху (начало XVIII века), чтобы я не выделялся в лагере. Не долго думая взял своё «портище» на средневековую Русь - сорочка и исподние штаны. Договорились что Юрий подберёт меня на своём бусике у вокзала в 18.00, затем поедем собирать остальных местных участников.

Встретились нормально. Запрыгнул в бусик. Пожали руки, и Юрий сразу сообщает:
- У меня две новости, одна плохая, вторая хорошая. С какой начинать?
- С плохой.
- Питерцы не приедут - перевернулись в кювет на выезде из города. Все живы, здоровы, но уже не приедут.
Не то чтобы новость меня сильно расстроила, но хорошего действительно мало. Среди питерцев наш командир - Борис, Кирилл и барабанщик. Поясню: в реконструкции Северной войны, так же как и в реконструкции 1812 года, ключевую роль играет командир, отдающий строевые команды. Как мне потом объясняли, наш строй - одушевлённые роботы, тупо исполняющие команды, не взирая на происходящее вокруг. Если командир не скомандует «повернуть!», то мы должны упереться в стену и тупо маршировать на месте. Это называется дисциплиной.

Барабанщик менее важный персонаж (многие обходятся без него), но вне сомнений он придаёт целостность солдатскому строю, с ним веселее. Пришлось в последний момент доставать барабан через занкомых знакомых чьих-то знакомых. Достали. Правда палочки для стучания каким-то чудом не доехали - выстругивали на месте.

- А какая хорошая новость? - спросил я.
- Мы всё-таки едем!

О том как мы собирали остальных подробно рассказывать не вижу никакого смысла. Встретили одного, заехали за другим, третьим, четвёртым, погрузились, на выезде из города заехали в магаз, и, наконец, отправились в пункт назначения.

Из Риги до Алуксне около трёх часов пути. Компания подобралась нормальная - бывалые солдаты Les Fusiliers Grenadiers de la Garde, жена Юрия Марина, его сын и верный друг семьи овчар Греюшка. Познакомились и сошлись сразу. Ехали весело. Народ рассказывал про 1812 год, я отвечал средневековыми байками.

Приятно удивил музыкальный фон. В силу увлечения музыкой не понаслышке знаю как сложно угодить музыкальным вкусам людей. Задача эта очень непростая. Так вот, у Юрия в бусе всю дорогу звучали старые добрые советские шлягеры. Мужики слушали, подпевали и наперебой вспоминали из какого фильма та или иная песня, кто исполнитель, автор. Всё это мне навеяло воспоминания о светлом детстве (кой-чего и я успел застать) и серии танцевальных вечеринок в духе 60-70-х, которую мы с Потапычем устраивали в рижских ночных клубах. Но когда сидишь среди людей заставших то время эмоции совсем другие. Ностальгия, одним словом.

Ночной вид на озеро



Прибыли затемно. В Алуксне дни города, народ гуляет. С летней эстрады доносятся концертные звуки, горят огни, повсюду много автомобилей.

Наше действо проходило на острове посередине большого озера в центре города. К осрову ведёт деревянный мост, наподобие того что в Тракае (Литва). Заехали. Высадились прямо у самого озера. Место шикарное! Уютная лужайка с панорамным видом на болшущее озеро. На месте никого, только режиссёр программы назойливо бурчащий «покажите сценарий битвы, давайте же репетировать!» и его юный внук. Шведы в гостинице, эстонцы ещё в пути. В действительности этнические эстонцы только из Раквере, нарвские все были русские (эстонская Нарва всё равно что наш Даугавпилс - сплошь одни русские), один даже с российским гражданством. К сожалению не запомнил как его зовут, но очень положительный весёлый мужик. Всё время улыбается, шутит. И правильно, ведь завтра война!

Стало быть, мы первые. Дело затемно. Нужно обосноваться. Живенько разобрались что куда, приступили к установке лагеря. Часть людей занималась палатками. Алексей-Батистон разводил костёр. Марина накрывала на бревенчатый стол. Мы с парнишкой пошли набивать заранее приготовленным для нас сеном биваки. Очень, кстати, грамотная штука. Зря в средневековье не всегда, если не сказать редко, применяют сено. Даже если нет мешка для бивака, то можно спать прямо в сене. Алексей так вообще по солдатской привычке спал у костра.

Значит, лагерь поставили. Самое время подкрепится. Чёрный хлебушек, охотничьи сосисочки, лучёк с помидоркой, пивко. Глядь, а жизнь-то налаживается!
Вскоре подъезжает вторая группа рижан. Не заставили себя долго ждать нарвские эстонцы. Как они высадились, проявился бывший старшина советской армии Александр. Или просто Станчик. Молодому поколению можно дядя Саша. Суровым словом в лучших армейских традициях он всех построил, хоть некоторым это не понравилось, заявил что теперь он командир, так как Борис с Кириллом из Питера не приедут, и раздал указания.

После того как помогли эстонцам поставить их платки и собрать пушки, провели предварительное построение с оглашением вводной. Распределили обмундирование. Прошли инструктаж по основным строевым командам, бо примерно треть народа наденет мундиры впервые, команды знают еденицы, несколько человек вроде меня не умеют правильно обращаться с фузеей (ружо). Тут я всерьёз почувствовал погружение в солдатскую атмосферу. Чертовски волнующее ощущение надвигающейся битвы. В средневековье такого нет.

Договорились встать около 8.00, и при полном параде до репетиции инсценировки сражения прогнать все команды ещё разок, шмальнуть. Всё, «отряд, разойтись».

Общий вид лагеря. Слева - шведы, справа - эстонцы, поодаль - мы.




Снимок взят отсюда: http://fotki.lv/Hans1812/432464/page_2/
 Разошлись мы за столик выпить водовки за вечную память императора рассейскага Петра Ляксеича и за победу над свеями.
Тем временем шёл третий час ночи. Народ расходился по палаткам. Завтра война, а мы не отдохнувшие. Мы со Станчиком засиделись. Разговаривали за жисть приблизительно до 3.30. Допили бутыльку и тоже отправились на боковую. Он сказал, что поднимет нас раньше, в 7.00.
Отдельно замечу, при внешней строгости (и даже неотёсанности) командира давления с его стороны не было. Наоборот много шутили, так, по-мужески. Не взирая на сценарий, постановка задачи противодействия с врагом носила принципиальный, но ироничный характер.

СУББОТА

В 7.00 Станчик как и обещал всех поднял. Из палаток сквозь сон кто-то возражал, мол, ещё целый час. Однако Станчик поступил расчётливо. Времени хватило только-только.

Я встал нехотя, сказывалась ночная посиделка. Вылезая из палатки передо мной открылся вид на синее озеро. Вокруг много зелени. Небо ясное, предвещает жаркий день. Марина уже накрывает на стол. Было важно подкрепиться, так как до 14.00-15.00 еды мы бы не увидели - репетиция, парад по городу, демонстрация боевых навыков, сражение. В аккурат подтянулись ракверские эстонцы и шведы.

Праздник в деревушке (инсценировка)



Влезли в мундиры. Построились. Ещё раз прослушали вводную. Прогнали все строевые команды, шмальнули. Классно. Далее состоялась репетиция. Оговорили нюансы. Походили строем туда, сюда. Осмотрели бутафорскую деревушку сооруженную на месте сражения. В общих чертах сценарий звучит так: в деревне праздник. Появляется парочка преображенцев. Они разбойничают, силой рекрутируют деревенских мужчин. С пригорка, где находятся развалины алуксненского замка (она же крепость, которую в те самые времена таки разбомбил граф Шереметев), спускаются шведы и прогоняют преображенцев. Дальше подтягивается преораженское подкрепление и завязывается бой со шведами, в результате которого преображенцы отступают. А что вы думали, история не терпит сослагательного наклонения. К тому же, у свеев пушки.

Развалины замка (крепости)



Время уже полдень. Жара около +30. Вообще в Алуксне уникальный климат. Если в столице 0, у них -10. Если +23, у них +30. А мы в мундирах: бельё, суконные штаны, шерстяные чулки, суконные камзолы на подкладках, суконные кафтаны на подкладках, платки-шарфики, треуголки и ботинки из дубовой кожи, в которых к чертям стёр ноги. Пока двигаешься, вроде, ничего - терпимо, но когда останавливаешься - ёшки-матрёшки... У меня с носа капал пот. Баня, не иначе.После репетиции мы вышли в центр города. Прошлись маршем по главным улицам. Демонстративно выполняли строевые команды, затягивая песню про Сонечку с сахарными губками и пышными сисечками.

Зрителей было много. Действие им явно понравилось. Думаю, со стороны выглядело хорошо. Нам аплодировали, с нами фотографировались.

Демонстрацию боевых навыков пропустил. У меня треснул сделанный наспех деревянный шомпол - ремонтировал. Однако, судя по столпотворению и охам, всё прошло успешно. Ещё бы, не каждый день в провинциальных городах строевую подготовку начала 18 века.

Демонстрация строевой подготовки






Затем состоялась битва. Мне, честно говоря, сложно оценить как она прошла. Со слов очевидцев выглядело здорово. Мои впечатления самые восхищённые. Первый раз и сразу в бой, да ещё за наших, за преображенцев. Классно поманеврировали, постреляли. У меня случилось три осечки - сыпал мало пороху на полку фузеи. Прошёл боевое крещение - получил в затылок ошмётками бумаги от патрона, заработал лёгкую кантузию после выстрела над левым ухом во время караколирования. Звякнуло знатно, надо сказать, но я не растерялся. Постиг смысел поговорки «главное не война, а манёвры». В нашем деле совершенно точно!

Преображенцы готовятся к атаке. «На караул!»



Шведы удерживают деревушку. С холма позади палят пушки.



Во время сражения родилось пару забавных экспромтов. Командир перестроил нас на другую позицию, дал команду целиться в Петера, командира свеев, и скомандовал «пли!». Мы дали залп. Тот не упал, хотя чётко было видно, что целили именно в него. На что Станчик выдал: «Петер, падай. Я в тебя попал». Зрители гоготали. Во время переговоров отмочил уже Петер: «Рускийе идти домой» (русского языка он не знает).

Кострище на берегу озера



Снимок взят отсюда: http://fotki.lv/Hans1812/432464/page_2/

Вечером уехали эстонцы, мы со шведами остались. По прямому намёку командира (истинный командир всегда проявляет заботу о личном составе), устроители привезли нам штук восемь упаковок пива (и сколько-то шведам). На ужин варили гречку с мясом. Потом нас пригласили на городские гулянья. Там услышали в свой адрес много слов благодарности от администрации. Они надеятся увидеть нас снова в следующем году. В 00.00 часов начался салют. Салют мы наблюдали уже из лагеря. Снова пивко, а кто водочки, закусочка... Как водится в таких случаях засиделись до поздней ночи.

Дворец в центре города



Снимок взят отсюда: http://fotki.lv/Hans1812/432464/page_3/

ВОСКРЕСЕНЬЕ

В этот день мы просто отдыхали. Грелись на солнышке, купались, снова грелись. Давно так душевно не общался, учитывая фактически незнакомую мне компанию людей значительно старше меня.
В обед собрались и поехали домой в Ригу.

Отлично съездил. Новые эмоции, новый реконструкционный опыт, приятная компания. Марина с Юрием всё переживали - понравилось ли мне? Конечно мне понравилось! Да, кое-какие огрехи в организации были. Увы, не все смогли приехать. В целом пока мало участников - собралось около 36 человек (на самом деле спорно что лучше - количество или тёплая компания). Уровень экипировки разный. Тем не менее, первый блин не вышел комом. В этом я уверен на все сто. ВИВАТ!!!


Остальные снимки можно посмотреть тут (альбом Remi) и ещё тут (альбом Hans-а). Для тех, кто не знает - это я (на других снимках в зелёном кафтане).                                   

исторические фестивали

Previous post Next post
Up