Amore. Vendetta. Morte.

May 01, 2015 18:30

Так устроена душа человека - светлые чувства живут в ней наравне с темными страстями, гордыней и вероломностью. Что есть человек, где он настоящий, в каких поступках и размышлениях своих он искренен?



Трагедия совершается в день Светлого Христова воскресения и кажется какой-то нереальной, ибо весь народ славит Господа, своих детей и супругов. Переход любовных серенад в раздражение, а безмятежности в желание мести - так стремителен, что человек не успевает даже заметить это движение в себе. Движение, которое меняет всю его жизнь и омрачает его бессмертную душу.
Дева Мария с распятым Христом на руках воспаряет над всем этим муравейником и прощает, и любит, и простирает руки, охраняя бренный мир.



Это «Сельская честь», одноактная опера Пьетро Масканьи. Премьера в Государственном театре оперы и балета УР состоялась 18 апреля. Спектакль называется «Аморе.Vendetta.Morte», исполняется на итальянском языке. Первый акт - арии из знаменитых опер итальянских композиторов, второй - «Сельская честь».

Выходя из зрительного зала по окончанию действия, я для себя сделала вывод - идти на оперу надо подготовленной, прочесть либретто, историю создания произведения. Ибо эти пробелы сильно мешали моему погружению в спектакль (несмотря на наличие бегущей строки с переводом). К восприятию Оперы безусловно нужно созреть.



«Сельская честь» принесла своему создателю, композитору Пьетро Масканьи, мировую славу, чему сам он был удивлён. Ни одна из других его 14 опер такого успеха не имела, а слава и доходы от постановок «Сельской чести» обеспечили Масканьи безбедную старость.



Новелла итальянского писателя Джованни Верга, послужившая поводом для сочинения одноименной оперы, была опубликована в 1889 году. В первой же инсценировке новеллы блистала Элеонора Дузе. А премьера оперы в 1890 году прошла с оглушительным успехом в Риме. Максимальная концентрация действия и сюжета, трагедия, развернувшаяся в пределах одного пасхального утра - всё это было очень привлекательно для композитора. До сих пор одноактный шедевр Пьетро Масканьи привлекает прославленных исполнителей и пользуется благосклонностью публики во всем мире.



В музыкальном плане «Сельская честь» это широкая, свободная, напевная мелодия в инструментальном и вокальном звучании (кантилена), близкая к народным песням, но отличающаяся от фольклора. Многоплановые народные сцены, очерченные скупыми точными характеристиками образы главных героев. Эмоциональные контрасты в музыке усиливают остросюжетность и драматизм столкновения характеров. Безмятежная пастораль в оркестровом вступлении и созерцательность сменяется взволнованной лирической мелодией, а страсти - душевной отрешенностью. Видимо, в этом и секрет музыки Масканьи - в ней движения, порывы, необузданность, глубина переживаний и лиричность человеческой души прочно сплетены и взаимопроникают друг в друга. В зрительном зале, во время исполнения оперы - звук пробирает иногда прямо до мурашек по спине. Новая акустика в театре действительно хороша.



Сильное впечатление - световая партитура спектакля. Электронное оборудование и фантазия постановщиков делают своё дело - свет живёт своей особой жизнью, как еще одно главное действующее лицо спектакля. И потрясает, и очаровывает, и загадывает загадки. Обе премьеры весны - балет «Лебединое озеро» и опера «Аморе.Vendetta.Morte» - запомнились неким нереальным калейдоскопом световых акцентов.



Главный дирижёр театра Николай Серафимович Роготнев - перед генеральным прогоном, выглядывает из оркестровой ямы, как «чёртик из табакерки». Но вот начинается спектакль, и этот сдержанный, деликатный человек, у которого всегда наготове какая-нибудь шутка - становится за свой дирижёрский пульт, и превращается в бога и дьявола, забирает в свои руки и мир, и действие, и самую душу твою.



Главный режиссёр театра Филипп Сергеевич Разенков - перед генеральным прогоном в зрительном зале. По колориту снимка, я назвала его «золото на золотом». Кстати, ходят слухи, что первоначально зрительный зал планировалось насытить золотой лепниной и роскошью. Но главный художник театра Владислав Анатольевич Анисенков умерил эти имперские аппетиты, дабы роскошь зала не отвлекала от действия, происходящего на сцене, а блеск материальных ценностей не соперничал с духовными константами Искусства.



Еще несколько роскошных сцен из спектакля. Выступления хора произвёли на меня сильное впечатление своим колоритом, органикой существования в предлагаемых обстоятельствах и сложными, многоплановыми в построении  мизансценами.



Дети в спектакле, на этой огромной сцене, такие маленькие, непросредственные и трогательные.



Есть старинная театральная поговорка - ребёнка и животное на сцене переиграть невозможно. Ангелочки появляются и забирают всё наше внимание.



Партию Сантуцци исполняет заслуженная артистка России, солистка нашего театра Татьяна Ивановна Силаева.



В партии Альфио - приглашенный солист театра «Геликон-опера» Алексей Исаев.



Напоследок поделюсь своим, наверное, главным впечатлением после спектаклей в Театре оперы и балета. Сидишь в зале - и понимаешь, что для тебя трудится огромное количество людей, театр-завод. Артисты, музыканты, постановщики, производственные цеха. Живая музыка симфонического оркестра. Сложные, прекрасные живописные декорации, роскошные костюмы - из зрительного зала это выглядит потрясающе. На днях мы были с детьми за кулисами, на экскурсии по театру, которые проводит зав. литературной частью Анна Владимировна Никифорова. В карманах сцены мы видели декорации из «Лебединого озера», макеты к спектаклю «Сельская честь», а в костюмерном и постижерном цехах - процесс изготовления костюмов и париков для балета «Чипполино» (эту премьеру мы ждем в мае). И могу признаться - очарование и магия театра от такого сближения стали еще больше. Удивительные, приветливые люди! Золотые руки, мастерство и талант тех, кто посвящает свою жизнь непостижимому волшебству - Театру.



Все войдите в радость Господа своего!
Иоанн Златоуст.

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их.
Смерть! Где твоё жало?! Ад! Где твоя победа?!
Раскаяния в том не будет у Меня.
Ветхий завет. Книга Пророка Осии, гл. 13, ст. 14.

На этой высокой ноте, с теплом и пожеланием всем нам
волнующих встреч с Искусством в стенах Ижевского театра оперы и балета,
Ольга Шмыкова.

При использовании текста и фото-материалов прошу указывать авторство.
Фотографии спектаклей выкладываю Вконтакте: в альбомах моего личного аккаунта, а также в группе Государственного театра оперы и балета УР. Группа интересная, динамичная. Присоединяйтесь, дорогие ижевчане и другие жители земли!
вот ссылка http://vk.com/operaizh

Ижевск - события, Удмуртия - театр

Previous post Next post
Up