Помните, друзья, знаменитый диалог из фильма
"Москва слезам не верит"?
- В будущем не будет ни книг, ни газет, ни театра, ни кино. А будет одно сплошное телевидение!
- Насчет кино я согласна, его телевидение скоро вытеснит. Но театр! - это ж особое искусство.
В 90-ые годы эти слова воспринимались с горечью - ведь обвал страны коснулся театра моментально. Коллективы выживали на грани нищеты, чтобы как-то выходить из положения ставили такие спектакли, что волосы дыбом, лишь бы привлечь зрителя «в малиновых пиджаках» и заработать себе на жизнь. Я очень хорошо помню это тяжелое для российского искусства время, сама тогда служила режиссёром в Самарской школе искусств, помимо своих театральных ролей. Затем годы интернета, всенародного «обжорства» информацией и виртуальными эмоциями, что разучило людей смотреть друг другу в глаза и выстраивать взаимные, трепетные взаимоотношения в реальном мире. Даже термины появились в специальной литературе (мозговые вирусы, критическое онлайн-мышление, теория культивации и прочее).
Сегодня, я надеюсь и чувствую в воздухе перемены! Поиск духовной опоры в культуре прошлых веков - и прежде всего в эпохе Возрождения. Публика возвращается в Театр. Публика нуждается в классическом искусстве, живой классической музыке и бумажных книгах, которые можно взять в руки. То есть к нам вернулось, наконец, понимание необходимости и уникальности настоящих, тёплых, ощутимых, отзывчивых связей в обществе, в искусстве, в воспитании подрастающего поколения. Душа народа - а особенного нашего, российского народа, - по природе своей нуждается в духовном росте и духовных наставниках. Причем, сам народ может до поры до времени это и не осознавать. Важно, чтобы наставники были. Важно, чтобы пространство культурного, художественного и духовного роста развивалось в отдельно взятом Ижевске и по всей стране.
Поэтому меня чрезвычайно радует Событие в театральных кругах столицы Удмуртской республики - открытие Государственного театра оперы и балета УР после полутора лет капитального ремонта. В Ижевске всегда любили музыку и особенно балет.
Рабочая репетиция балета "Лебединое озеро". Здесь и далее фотографии, как всегда, мои.
Здание театра было построено в 1984 году и 30 лет не реконструировалось. Современные требования и ожидания зрителей, как мы понимаем, сильно изменились за эти десятилетия.
Здесь и далее рассказывает директор театра Инна Леонидовна Галушко:
- Первоочередной задачей реконструкции была зрительская зона. В последние годы мы ставили такие огромные красивые спектакли, как «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Аида» - спектакли шикарные, продолжительные. И вот в нашем журнале всё время было записано: «Спасибо, красиво, шикарно. Поменяйте кресла». Это уже набило оскомину у всех. И, конечно, зрительская зона была явно в разрушенном состоянии. Поэтому в первую очередь в ремонт включили именно эту часть. Реконструкция проводилась в плотном сотрудничестве строителей, творческих цехов, производственных цехов. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, строители работали чётко, слажено и практически уложились в сроки. На ремонт запланировано где-то в пределах 700 миллионов рублей. Федеральные деньги еще не поступили полностью, поэтому я хочу сказать огромное спасибо всем, кто принимает в этом участие. Нам делают многое в долг, он составляет около 500 миллионов. Эти деньги запланированы, они входят в программу празднования юбилея П.И. Чайковского. Идет совместная работа по финансированию. Руку помощи в первую очередь нам протянула республика.
Над интерьером работала ижевская «Студия 12». Большое участие в создании нового интерьера принимал главный художник театра Владислав Анатольевич Анисенков. По его же эскизу пошили новый занавес, роскошный и стильный.
Инна Леонидовна:
- Изначально была поставлена задача несколько авантюрная. Все понимали, что наш театр урбанистический - стекло, бетон. И если внутри «как венская опера» - было бы несоответствие. Постепенно пришли к тому интерьеру, который устроил всех. Как мне кажется, достигли такого приятного консенсуса. Но судить публике.
Входное фойе театра.
В результате реконструкции полностью изменены интерьеры зрительной части. Теплые, пастельные тона, красивейшие хрустальные люстры, ажурные кованые ограждения лестниц, атласный блеск натурального камня в облицовке стен, лепной декор, изысканная колоннада в фойе второго этажа. Одним словом праздник и величественная классика!
Колоннада второго этажа.
Зрительный зал оснащен новыми, удобными креслами благородного вишневого оттенка. Кресла имеют улучшенные акустические характеристики: тканевая основа только в зоне сидения, остальные части - перфорация и дерево. В ходе реконструкции зала устранены архитектурные особенности, - ловушки в потолке, глушившие звук. Убрана осветительная галерея с потолка, улучшено раскрытие порталов. В соответствии с акустическими требованиями изменена и форма потолка, он стал гладким и покатым. Создан акустический пол.
В ходе реконструкции оборудован новый оркестровый репетиционный класс. Он оформлен специальным акустическим материалом. В этом зале можно делать записи, работать с хором, там достаточно много места. Репкласс, для которого выделена часть холла, полностью оборудован.
Чистота, чистота и еще раз чистота на сцене! Главный балетмейстер очень строго следит за всеми составляющими репетиционного процесса.
Полностью реконструирована сцена. Как говорит главный балетмейстер театра Николай Игоревич Маркелов: «Сцена стала намного ровнее, и это огромный плюс».
Солист балета делает разминку перед репетицией.
Сцена имеет новое покрытие. Поворотный круг оснащен новыми направляющими, что обеспечивает плавность хода. Новые люки, новое осветительное оборудование, спецэффекты, дистанционное управление приборами и прожекторами. Новая оркестровая яма с автоматическим подъемным подиумом, при необходимости он может служить продолжением сцены. Подиум может находиться на разных уровнях. Таким образом, оркестр может становиться участником спектакля.
Инна Леонидовна:
- Вокалисты, которые пробирались на сцену, говорят, что акустика стала лучше, звук летит. Мы надеемся.
Буквально на следующей неделе, 18 марта, начнутся репетиции оркестра на сцене.
Вот, дорогие читатели, посмотрите видео, как оркестровая яма опускается :)
Click to view
А вот аттракцион с опусканием осветительного оборудования на сцене :)
Click to view
VIP-комната.
Ремонт не коснулся пока производственных цехов, гримёрок и административного корпуса. Коллектив театра надеется, что эти помещения также будут отремонтированы.
Инна Леонидовна:
- Естественно вторая очередь у нас это гримёрки, административный корпус и производственный корпус, он в самом разрушенном состоянии. У нас же театр-завод, как вы знаете. У нас художественный цех, бутафорский, швейный, столярный, обувной. Это на самом деле огромный завод - наш театр. И там, где люди работают с разными специфическими материалами - лаками, красками - там в первую очередь портится интерьер, портятся полы, стены. Поэтому самое разрушенное состояние у нас в производственных цехах. В гримёрках и в административном корпусе за это лето нам удалось поменять окна. Это большое дело, потому что у нас было холодно, окна не менялись 30 лет, сами понимаете. Поставили новые пластиковые окна, стало теплее. Ремонт административного и производственного корпусов планируется во вторую очередь. Дату говорить не буду, чтобы не спугнуть.
Декораторский цех. Единственное помещение в городе, освещаемое солнцем с двух противоположных сторон - а это необходимое условие для создания декораций. В цехе работают 6 человек. Ими создаются километры живописных декораций для спектаклей.
От всей души желаем коллективу скорейшего осуществления мечты о ремонте всех остальных помещений! В театре я встретила огромное количество обаятельных, доброжелательных людей, влюбленных в свой труд и коллектив - и на сцене, и в производственных цехах, и в администрации.
Залитый солнцем и зеленью бутафорский цех, здесь работают обаятельные, улыбчивые женщины.
Артисты театра, оставшиеся без своей сценической площадки на долгие полтора года, много выезжали со спектаклями и концертами по республике и интенсивно репетировали. Впервые за свои 50 лет существования театр работал только по районам. Более 35 площадок, около 350 спектаклей и концертов.
Николай Серафимович Роготнев, главный дирижер:
- Оркестр все эти полтора года работал над репертуаром театра и над новыми постановками. Мы занимались, конечно, не в ахти каких условиях, это был Дом Молодежи. Не так часто, как нам бы хотелось, оркестр участвовал в репертуаре на данный период. Но велась большая работа, открытие нашего театра будет достойным образом сыграно нами.
Главный дирижёр театра во время репетиции оперной премьеры апреля "Amore.Vendetta.Morte".
Инна Леонидовна:
- Конечно, для театра оперы и балета работа в таких условиях - это не типично и сложно. Но труппа не распалась, труппа репетировала. Я думаю, что мы нашли новых зрителей, новых слушателей. Детская часть аудитории будет продолжать смотреть наши сказки, красивые, музыкальные, с балетом и пением, в красивых костюмах - у себя в домах культуры. Большая работа проводилась все полтора года в производственных цехах, готовились огромные декорации, масса костюмов.
Костюмерный цех.
Самое большое достижение на сегодня - это сохранение труппы. Ни один солист не покинул труппу на время ремонта здания. В оперном коллективе появилось 8 новых солистов. В премьерных спектаклях мы увидим всех артистов, которых хорошо знают и любят ижевские театралы. Труппа пополнилась молодыми артистами, которые будут дебютировать в премьерных спектаклях.
В ближайшее время ижевчане и гости столицы нашей республики увидят сразу несколько прекрасных премьер. Балет «Лебединое озеро», опера «Amore. Vendetta. Morte». Дорогие Читатели, об этих спектаклях я напишу в следующих публикациях. Будут фотографии, видео репетиций, интервью с художественными руководителями театра.
Далее, 7 мая, в день рождения Петра Ильича Чайковского, состоится большой Гала-концерт "Там, где слова бессильны..", с приглашением московских солистов. Будут показаны и балетные сцены, и оперные сцены из спектаклей. Летом нас ожидает премьера балета «Чипполино». Сначала будут показаны два взрослых варианта спектакля, а затем детский, адаптированный для малышей. И уже осенью мы увидим и услышим премьеру оперы «Евгений Онегин». Таким образом, театр продлевает «Год Петра Ильича Чайковского» в нашей республике.
Инна Леонидовна:
- Мы продали уже 4 зала на «Лебединое озеро», четыре премьеры. Аншлаги и желание у публики большое. И на оперу тоже огромное желание. За полтора года, естественно, зритель соскучился, все хотят посмотреть новое здание, увидеть, услышать. Мы надеемся, очень волнуемся и ждем встречи с нашей замечательной публикой.
Товарищ по блогерскому цеху, Артём Тараненко, сфотографировал меня в красивом интерьере театра.
От себя добавлю: Мы, зрители, от души ждём новых, волнующих встреч с искусством, с великой классической музыкой и талантливыми артистами, музыкантами, постановщиками - в стенах прекрасного, обновлённого Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики.
Продолжение следует.
С теплом, ваша Olga Vic.