Итальянское Возрождение. Люди, как Боги.
Чиста и благородна моя Донна,
Невольно взоры клонит перед нею,
От робости и трепета немея,
Кто удостоился ее поклона.
Одетая смиреньем, неуклонно
Она идёт дорогою своею;
Чтоб чудо на земле являть живое,
Она сошла на землю с небосклона.
И взор, чудесной красотой пленённый,
Блаженство прямо в сердце посылает,
Тот не поймёт, кто сам не испытает,
Из уст её сладчайших дуновенье
Исполнено любовного томленья.
"Вздыхай!" - твердит оно душе смятенной.
Период Высокого Возрождения, последняя четверть XV века и первая четверть XVI столетия, дал миру непревзойденную плеяду гениальных художников, скульпторов, архитекторов, как по величине таланта, так и по выразительности творений. Искусство двигалось вперед колоссальными шагами, тесно сотрудничая с наукой. И первый из первых - Леонардо да Винчи, непревзойденный, сверхъестественный Леонардо - которому наука и искусство служили глиной в его руках. Обнаженная натура и мифология, анатомически выверенная и поэтическая красота женского тела, и что более важно - женской природы, индивидуальности и души.
![](http://ic.pics.livejournal.com/ms_olgavic/52055805/240691/240691_600.jpg)
Леонардо да Винчи. Леда. Ок. 1530 г. Государственный музей, Кассель.
В отличие от Средневековья, взгляд итальянцев на женщину отличался свежестью и простотой. По господствовавшим тогда в обществе понятиям, женщина должна была быть всегда ровна и спокойна в своих манерах, уметь поддерживать беседу практически обо всем, придерживаться правил приличия и не впадать в крайности. Однако, недоступность женщины - в определенных пределах - не считалась добродетелью. Женщин еще не исключили из мужского общества, как это произойдет позднее, и не было ничего удивительного в том, что в их присутствии часто допускались фривольные выражения. Застенчивость в то время была чужда итальянскому обществу. В конце XV века в Италии легко можно было встретить прекрасно образованных женщин, с блестящим умом и изящным вкусом, что часто отражалось в портретах художников Возрождения.
Вплоть до XVI века свет в живописи занимал привилегированное положение, как символ Божественного присутствия. Тень же, напротив, свидетельствовала о сопротивлении греха. Исследователь природных явлений, обладавший сверхъестественными познаниями и намного опередивший свое время, Леонардо да Винчи отказывается от главенствующего принципа изображения света. Он использует в своих полотнах динамическое равновесие света и тени, которые он изображает как природные явления. Революция Леонардо в том, что речь уже не идёт о противопоставлении добра и зла. Речь идёт о том, чтобы отделить видимый мир (известный) от невидимого (неизвестного). Место Морали занимает Знание.
"Тень есть отсутствие света и лишь противодействие плотного тела световым лучам. Тень имеет природу мрака, а освещение - природу света, одна скрывает, другое показывает; и всегда они неразлучны и связаны с телом." (здесь и далее цитирую Леонардо)
Сущностью природы в живописи да Винчи является бесконечное движение, одним из частных случаев которого выступает светотень. То есть световые нюансы создают иллюзию рельефа или глубины, скрывая границы объектов.
"Твои тени и света должны быть объеденены, без черты или края, как дым".
"По мере того, как предметы удаляются от нас, они становятся трудноразличимыми; их очертания расплываются и на расстоянии кажутся синими."
Впервые в западной культуре живопись становится пространством, в котором возможны сомнения:
"Граница вещи есть поверхность, которая не есть часть тела; и не есть часть воздуха, окружающего это тело; а есть то среднее, что находится между воздухом и телом. Так не обводи же, о живописец, свои тела чертой.."
В своих очах Амура носит Донна,
На что ни взглянет, станет всё добрее,
Когда проходит, все спешат за нею,
Трепещет всякий от ее поклона.
Уходит прочь, потупив взрор смущенно
Гордыня, о грехах скорбя сильнее,
Вмиг исчезает гнев, пред ней робея.
Воспеть ее мне помогите, Донны.
Сердца смягчаются, а в мыслях - умиленье
Рождается у тех, кто ей внимает.
Блажен, кто первый раз ее встречает.
Улыбки краше не встречали люди.
Ни выразить восторга нет уменья,
Ни рассказать об этом новом чуде.
Сонеты VI и XI. Данте Алигьери (1265 - 1321),
первый великий поэт в истории итальянской литературы.