Ну вот, еще три недели пролетело, каким-то непонятным образом. Куда так бежит время?! Хочу до конца года и до отлета в Бирму (через восемь часов!!!) закрыть долг. Ничего связного я, конечно, через два месяца после оперы не напишу, каюсь страшным образом, но хотя бы несколько коротких заметок.
Самое главное - мне очень и очень понравилось. Это было мое первое знакомство с работой Дмитрия Чернякова, и как результат я теперь поеду посмотрю его Принца Игоря в Мете, что изначально делать не собиралась. ЦН - безусловно работа неоднозначная, но замечательно талантливая. На мой взгляд, главная заслуга Чернякова в том, что ему удалось рассказать "историю" оперы, не исполняющейся практически нигде на Западе (при том, что музыка Римского-Корсакова просто фантастическая, это, возможно его лучшее произведение), так, что она стала понятной и доступной любому современнику, при этом не уходя в пошлость, глупость, чернуху, порнуху и так далее. Он сделал потрясающе интересный СПЕКТАКЛЬ, спектакль современный, с четко продуманными ролями, с замечательной работой с певцами. Кому-то может этот спектакль понравиться, кому-то нет, но он однозначно не трэшевый (как столь многое в современном мире оперы). Мне кажется, ему сулит такая же участь как "Женщине без Тени" Кристофа Лоя на Зальцбургском фестивале, когда сначала страшно ругали, обвиняли режиссера в надругательстве над классикой, а чем больше проходит времени, тем больше люди понимают, что это был супер умный и интересный театр, в сравнении с которым меркнут все последующие постановки.
Ни в один момент Черняков не идет ни против либретто, ни против музыки. И образ Царя как "виртуального проэкта" опричников/пиарщиков совершенно оправдан - ведь и в опере Царь персонаж "виртуальный", не имеющий собственной вокальной линии и появляющийся на сцене лишь однажды, и то мельком; и Марфа как наивная, открытая всему миру девочка (замечательна сцена, когда, когда она, как Наташа Ростова, поет из открытого окна своего дома, а потом выходит пожалеть Любашу); и обезумевшая от ревности Любаша, на коленях целующая руки Марфы прежде, чем отравить ее; и финальная сцена, когда Марфа уже мертва, а ее телевизионное изображение посылает воздушные поцелуи зрителям - все оправдано и продумано. В этом спектакле было столько интересных находок и моментов , что я с огромным удовольствием посмотрела бы его еще раз. В вокальном плане - просто море удовольствия. Блестящие женские партии, Марфа в исполнении Ольги Перетятько и Любаша - работа Аниты Рачвелишвили (те, кто может попасть в Мет, не пропустите, Оля будет петь главную партию в Пуританах, Аниту можно будет послушать в Принце Игоре), замечательный баритон Кранцле в партии Грязного, и на "камео" ролях Анатолий Кочерга и любимая Ариадна Караяна Томова-Синтоу. И играют все бесподобно. Честно могу сказать, было несколько моментов, когда я не могла сдержать слез от эмоций, настолько это было оverwhelming (вот сейчас не подберу правильного русского синонима).
Так что, кто может съездить в Милан в марте и послушать ЦН в Ла Скала - мой вам совет, покупайте билеты и летите! Будете up for a fantastic treat, как говорят в наших краях. Сорри, что так мало и так поздно, ну так уж сложилось. Давно заметила, если сразу не написать - то труба
И на чуть-чуть другую тему, опять же для тех, кто будет в НЙ, обязательно сходите на Фальстаф, новая постановка моего любимого Роберта Карсена - это три часа сплошного удовольствия, после которых выходишь из зала и еще несколько дней улыбаешься. Такой же эффект, кстати, имеет Двенадцатая Ночь в Belasco Theatre, импорт Лондонского Globe Theatre с феноменальным Марком Райлансом в роли Оливии. Показ продлили до середины февраля - бегите!!!
Click to view