Электра в Парижской Опере - Брутальный ужас мести. 27 октября 2013.

Nov 03, 2013 12:21

«Электра» положила начало совместной работе композитора Рихарда Штрауса и либретиста Гуго фон Гофмансталя. Одноактная опера, идущая без перерыва примерно час сорок, базируется на одноименной трагедии Софокла. Гофмансталь выделил в мифе основную линию - безумную жажду мести Электры за убийство отца матерью и ее любовником. Вся опера сфокусирована на главной героине, ее эмоциях, сжигающей ее страсти. Все остальные персонажи не имеют собственной, «отдельной» жизни, они даны исключительно во взаимоотношении к Электре, в диалогах с ней. В музыкальном плане тот стиль модернисткой музыки, основу которому Штраус заложил в Саломее, в Электре получил полномасштабное развитие (продолжи Штраус в том же ключе, его следующей оперой мог бы стать «Воццек». Вместо этого, он написал Кавалера Розы и Ариадну, вернулся к модернисткому стилю в Женщине без Тени, и после этого забросил его окончательно, продолжая «клонировать» Кавалера Роз в поздних операх).

Ровно неделю назад в Парижской Опере состоялась премьера постановки моего любимого Канадского режиссера Роберта Карсена. Опускаю слово «новой» постановки, ибо Электра в Opera Bastille это «импорт» постановки на фестивале Maggio Musicale Florentino 2008 года. Стилизованная, минималисткая постановка Карсена происходит в «каменном мешке» трех темно-серых стен и засыпанного землей пола. В центре сцены - могила, откуда в начале оперы Электра «выкапывает» тело отца, а в дальнейшем спускаются герои оперы и очень эффектно опускается кровать матери Электры Клитамнестры. Такое сценическое решение моментально закладывает настроение предстоящего брутального кошмара (с моей точки зрения, в эмоциональном плане Электра одна из самых страшных опер): все персонажи оперы - узники, лишенные свободы выбора, свободы жизни, заключенные в психологическую и эмоциальную тюрьму страха, обсессии, безумия, несвободы. Кровавый финал оперы - единственное возможное спасение для всех, включая, как это не парадоксально, для сестры Электры, Кризотемис, единственной лирической героини оперы. Другой совершенно гениальный аспект постановки - это введение в оперу «Греческого Хора», группы из 20+ босых девушек, включая пять служанок, одетых как и Электра и Кризотемис, в длинные черные платья без рукавов, с распущенными длинными черными волосами (их эстетика - эстетика безумия. Вообще вся постановка, за исключением костюмов Клитамнестры и Эгиста выполнена в черных тонах. И только они одеты в белое, к тому же Клитамнестру выносят на сцену на блестяще-белой кровати. Как известно, белый цвет во многих культурах представляет смерть). «Хор», благодаря блестящей хореографии Philippe Giraudeau, как зеркало повторяет то, что делает Электра, передает эмоции главной героини или отображает то, о чем поют различные персонажи. «Хор» и феноменальное освещение (работа самого Карсена и Peter van Praet) придают постановке уникальную по своей беспощадности и жестокости зрелищность. «Картинка» группы женщин с окровавленными топорами и отбрасываемые ими на задний план тени в предпоследней сцене массовой резни вызвала реальный внутренний ужас и содрагание.

В музыкальном плане Опера Бастиль собрала замечательный состав. Электра - феноменально сложная партия, но шведское сопрано Irene Theorin, специалистка в Штраусе, провела ее отлично, несмотря на то, что в начале оперы ее было с трудом слышно (что я списываю на комбинацию проблем с аккустикой в Бастиль и возможным желанием Теорин «сохранить» голос к финалу). Ricarda Merbeth (до этого я слышала ее в партии Эльзы в Лоэнгрине в Берлине) - прекрасная лиричная Кризотемис. Однако, для меня, лучшей женской партией стала замечательная Waltraud Meier в роли Клитамнестры. Женя Никитин - был прекрасным и захватывающим в партии Ореста, роли, получившей у Карсена сильное перво-плановое прочтение. И, конечно, звездой вечера (точнее, дня) был дирижер Philippe Jordan, потрясающий интерпретатор Вагнера (на моем «счету» его Золото Рейна и Риенци) и Штрауса, под управлением которого оркестр оперы (на мой взгляд, лучший оркестр в Париже) звучит как никогда. Потрясающее прочтение материала, полное одновременно страсти и накала эмоций и тонких нюансов.

«Электра» идет в Париже до конца ноября -  я вам очень советую не пропустить! Я же теперь хочу посмотреть нашумевшую летом в Aix en Provence постановку Патрица Шеро, которая в мае переедет в Ла Скала в оригинальном составе

Stay tuned - следующим в программе рассказ о фантастической Царской Невесте в Берлине









image Click to view

Франция, опера, вся в разъездах

Previous post Next post
Up