В оперном мире существовал теперь уже редко-употребляемый термин "euro -trash". Им определялись "режиссерские оперы", призванные шокировать зрителя и сделать имя режиссеру (зачастую молодому и мало известному, или никогда не работавшему с оперой) на скандале. Вместо рассказа истории посредством музыки, текста и визуального театрального ряда, такие оперы извращали сюжет, вводили бессмысленные, гротескные или шокирующие сюжетные линии, издевались над музыкой, и - в конечном итоге - абсолютно ничего не давали зрителю для понимания, что собственно хотел сказать композитор.
За последние три-четыре сезона новых постановок в Мете, благодаря г-ну Гелбу в оперный лексикон пора ввести новый термин - "Мета-трэш" или даже "Гелбо-трэш" и определить им постановки: а) сделанные изначально не для живой аудитории, а для просмотра в кинотеатре, и б) нацеленные на - по концепции Гелба - привлечение в зал молодой аудитории, путем "осовременивания" традиционного оперного репертуара. Оставим вопрос о том ( я уже об этом неоднократно писала), что при нынешних ценах на билеты (которые, замечу, каждый сезон увеличиваются на 8-13%, партер на Парсифале стоит уже 360$, а верхняя галерка 50$) ни о какой "молодой аудитории" в зале говорить вообще не приходится, соответственно единственное куда Гелб может надеяться привлечь молодежь - это в кинотеатр, за 25$ за билет. Рассмотрим же что в понимании Гелба есть "современная постановка", на которую валом должны пойти 20 и тридцатилетние зрители. Апофеозом этого бреда стала - во всяком случае для меня - новая постановка Риголетто американского Бродвейского режиссера Майкла Майера в его оперном дебюте.
Большего трэша я в Мете не видела никогда!!! Нет, это не трэш, это мега-трэш, в котором режиссер не постеснялся даже заменить субтитры новым текстом, более подходящим к его сюжету. Замечу, новые субтитры таковы, что трагедия Верди превратилась в комедию, и на протяжении всей оперы аудитория смеется в самых неподходящих для этого местах (одна только "герлфриенд Риголетто" чего стоит).
О чем же новая постановка? Действие Риголетто перенесено в Лас Вегас 1960х (дело, кстати, не новое: в 80ые была Метовская же постановка, перенесь ая действие в гангстерскую Маленькую Италию; а тема казино раскрыто Робертом Карсеном в постановке Саломеи) , во времена "Rat Pack" (термин мало знакомый даже тем, кому 40, что уж говорить о двадцатилетних). Неоновые декорации сверкают малиновым, зеленым и синими цветами, горят надписи "здесь хорошие напитки", "бар", "джекпот", и "обнаженная" неоновая дамочка с огромной задницей качается вперед-назад. Герцог (прекрасная работа польского тенора Петра Бечалы, с сильным красивым голосом - пусть и моментами слегка сжатым- и супер элегантной фразировкой. Наверное одна из лучших партий, в которой я его слышала) появляется на сцене весь в белом, в образе Франка Синатры и поет первую арию с бутафорским микрофоном в окружении шоу-герлс в перьях (кстати, Франк Синатра никогда не опускался до такой пошлятины). Герцогиня Чепрано выглядит как Мерилин Монро, и субтитры теперь гласят "ты похожа на кинозвезду, ты лучшая телка в этом клубе, я унесу тебя на Луну". А дальше становится все "чудесатее и чудесатее". На сцену выходит.... Та да да дам! ... Арабский шейх. Согласно либретто Монтероне - аристократ, чью дочь соблазнил Герцог, он проклинает Герцога, Риголетто высмеивает его, и Монтероне проклинает и Риголетто, именно это проклятие обесчещенного отца сбывается в финальной сцене оперы. Режиссер новой постановки, оказывается, решил, что молодым зрителям тема проклятия не будет понятна если ее не усилить новой трактовкой образа Монтероне. Почему он решил сделать его именно Арабом (субтитры опять изменены, и Риголетто теперь обращается к Монтероне или упоминает его в дальнейшем именно как "Араб" или "ваше шейхство") в наше далеко не простое время я не знаю. Почему, например, не Итальянским мафиози или, скажем, Колумбийским наркобароном, коли уж дело происходит в шестидесятые? Более того, высмеивающий Монтероне Риголетто претворяется евреем, и этим -согласно новым субтитрам "оскорбляет его еще больше". Это что, вклад г-на Майера в Израильско-Палестинский конфликт? Или его три копейки в борьбу с терроризмом? Ну тогда уж надо было идти до конца и переименовать Монтероне в Осаму.
Совершенно непонятна в новой трактовке роль Риголетто. Горбун и урод, придворный шут, кто он в казино герцога? Официант? Бартендер? Вышибала? Что он герцогу, и откуда у него право "убивать языком как ножом", право за которое он расплатится жизнью любимой дочери. Это непонятно не только зрителю, это явно не понятно и сербскому баритону Zeljko Lucic, в титульной партии. Хотя Лючич, с не очень привычным для этой партии тембром голоса, вокально очень убедительный Риголетто, все блестящие вокальные данные при нем, его герой оставляет во многом равнодушным. Почему? Потому что в режиссерском плане этот образ не прописан и не имеет ни малейшего развития. Издевающийся над Монтероне шут первого акта и обезумевший отец второго - сыграны без малейших изменений образа. Более того, если в традиционной постановке, в последней сцене второго акта (Риголетто ищет украденную дочь в замке герцога - теперь это пентахауз, с ядовито-зеленой обивкой стен и зачем-то гигантской статуей золотого Оскара в центре, обвитого непонятной проволкой) сходящий с ума от горя горбун появляется в шутовском наряде, колпаке и с бубенчиками, что придает его арии особо щемящую боль и трагедию, то блуждающий по сцене высокий импозантный Лучич в зеленых брюках, красном свитере и плаще в стиле Бербери, не показывающий ни малейших признаков безумия, особой симпатии не вызывает.
Заканчивается первый акт "похищением в лифте" (вообще вверх-вниз два лифта по обеим сторонам сцены катаются на протяжении первых двух актов), и Джильду выносят в "египетском саркофаге" ( это еще ничто по сравнению с тем, куда ее запихивают в третьем акте)
Апофеоз маразма настает в третьем акте. Теперь действие из таверны перенесено в пошлейший стрип клуб с ярко фиолетовой мебелью в стиле рококо. В центре сцены шест (боже, шест - это просто тема февраля!), и акт открывается топлес блондинкой в чулках, танцующий на оном, затем уводящей за сцену единственного клиента. Мадалена теперь то ли владелица стрип клуба то ли одна из стриптизерш, в черной комбинашке и - ну куда ж без такого клише! - леопардовом пеньюаре ( не очень вокально впечатляющая работа русской меццо сопрано Ольги Волковой, которую большую часть времени вообще не было слышно). Джильда приносит себя в жертву Герцогу, Спарафучиле (замечательная, и вокально и артистически, работа словацкого баса Стефана Кочана), убивает ее и... запихивает тело в багажник кадиллака. Именно из багажника умирающая Джильда (высокое, серебристо-звенящее колоратурное сопрано Диана Дамрау, чудесно давшая образ наивной влюбленной девушки) поет последнюю арию. Вообще весь состав в этой постановке замечательный, и если закрыть глаза и не смотреть на бред на сцене можно было получить гораздо большее удовольствие. Отдельно надо упомянуть дебют итальянского маэстро Микеле Мариотти, предоставившего замечательную поддержку певцам, и чье внимание к деталям и драматическим кульминациям "вытащило" лучшее из музыки (после Вагнера ранний Верди звучит особенно как набор "та-рам-пам-пам).
На голосе из багажника опера заканчивается.... А теперь вопрос в студию. Вот мне 40 лет, я как раз та аудитория, которую Питер Гелб жаждет привлечь на оперу, точнее он охотится за людьми еще моложе. Для меня эта постановка совершенно не выглядит "современной". Ни с эмоциональной, ни с психологической, ни с культурной точек зрения у меня нет никаких "связей" с Лас Вегасом 60х, неоновыми огнями, плюшевой фиолетовой мебелью и даже с Кадиллаком. А те, кому 20 или даже 30?! Что они знают про это время, про Rat Pack, про Синатру? Этот мир тех кому за шестьдесят (по-моему только для них это может показаться "современным", для поколения Гелба и иже с ним) двадцатилетнему мальчику или девочке наверное покажется таким-же отжившим анахронизмом как ресторан на Брайтоне яппи из downtown Manhattan. Каким фантастическим образом вот это пошлейшее действо может привлечь их внимание??? Ведь есть тысячи других способов как подать материал, чтобы он выглядел "современно" и был интересен людям разных поколений, и есть достаточно режиссеров, которые прекрасно это делают: Херхайм, Лой, Карсен, Морталлер, Алден, Шеро, Кремер и тд. Зачем надо нанимать режиссеров с Бродвея или из Cirque de Soleil, ничего не смыслящих в опере и выбрасывать безумную тучу денег на то, что не выживет и пару сезонов?! Вопросы риторические!
Так и хочется сказать - "Богородица, Гелба прогони!"
Нарыла фотки из интернета, извините, многие не в фокусе, но все-таки иллюстративны
Posted via
LiveJournal app for iPad.