Sep 23, 2011 15:16
Лучше поздно, чем никогда, правильно же?
Vec Maсropulos (Средство Макропулоса) - предспоследняя опера гениального чешского композитора Леоша Яначек. Сюжет базируется на «черной комедии» Карела Чапека о столетнем судебном процессе о наследстве, в который оказывается вовлеченной оперная дива Эмилия Марти. Поначалу кажется, что интерес Эмилии - это простое любопытство, но по ходу развития сюжета выясняется, что Эмилия - пра-пра бабушка одной из сторон разбирательства и любовница пра-пра-пра дедушки другой стороны. Эмилии абсолютно безралично, кто собственно получит наследство Йозефа Фердинанда Пруса, все что нужно ей - это заполучить формулу вечной юности, хранящуюся в доме Пруса, которую изобрел отец Эмилии- тогда известной как Элина Макропулос - 337 лет назад, и благодаря которой Эмилия-Элина (за эти 337 лет известная и под другими именами) прожила столь долгую жизнь, жизнь которая должна оборваться в любой момент, ибо действие эликсира рассчитано ровно на 337 лет. Эмилия, которую жизнь «без конца», в постоянном «дне сурка» превратила в циничную, рассчетливую и холодную стерву, не ценящую никого и ничего, в процессе оперы проходит эмоциональную трансформацию и в конце, заполучив-таки формулу в свои руки, отказывается от ее использования и умирает.
На концепции «дня сурка» и абсурдности «Процесса» Кафки и построено режиссерское прочтение Кристофа Марталера и дизайнера декораций (показывающих Центрально-Европейский суд 1920х гг) Анны Виброк. В режиссерской работе Марталлера нет ни радикальной интерпретации, ни супер-умного «нового» прочтения, но есть «атмосферность» и есть детали, только подчеркивающие то, что в изобилии можно услышать в музыке Яначека, от холодной отстраненности, то всплесков страсти и чувственности, от лирики Пуччини, до атональности Штраусса, блестяще переданных Венским Филармоническим под управлением Эсса-Пекка Салонена, давшего очень живое, объективное прочтение материала
С двух сторон сцены построены два стеклянных помещения, в которых практически постоянно происходят действия, не имеющие прямого отношения к опере. Открылась опера беззвучным (текст шел субтитрами) «прологом», где в кубе слева, представляющем субой курилку, две уборщицы, одна молодая и красивая, другая старая и непривлекательная, непрерывно куря, обсуждали вопросы морали, смертности, сколько люди должны жить и кто должен быть/может быть бессмертен, а также в чьем праве решать такие вопросы, и правда ли, что Эмилия Марти - такая известная оперная певица. Этот беззвучный диалог и определил, о чем собственно опера. Далее, в продолжении всех полутора часов оперы, эти две дамы периодически появлялись в курилке, курили и беззвучно обсуждали происходящее. В комнате справа, «комнате ожидания», то появлялась уборщица с пылесосом, то какие-то люди ждали своего заседания. На протяжении минут тридцати, было и два других постоянно повторяющихся действия (символизирующих «день сурка» Элины), «управдом» выводил старушку со сцены, но возращаясь в помещение, тут же находил ее выходящей из все той-же двери; он же бесконечно приносил ей один букет цветов за другим, в последующем мимическом «упражнении». В третьем действии, во время орвестровой музыки суд несколько раз собирался и расходился в асбсолютно одинаковом действии. Помимо этого, практически у каждого персонажа опера, за исключением Эмилии-Элины развивались какие-то неврозы и нервные тики, только «добавляя» абсурдности происходящему.
В вокальном смысле, в «Макропулосе» был представлен очень ровный состав, звездой которого, без сомнения, была Анжела Деноке. Не могу сказать, что я большая поклонница ее таланта, но ее (особенно в верхах) резкий и жесткий голос, порой звучащий как крик раненной птицы, как нельзя подходит к этой партии, и актерская работа была блестящая
В общем и целом, один из highlight фестиваля и будущее дополнение к моей оперной двд коллекции
Австрия,
опера,
вся в разъездах,
Зальцбургский фестиваль