Женщина без Тени. Зальцбург. 11 августа 2011

Aug 22, 2011 09:03


"Женщина без Тени" по замыслу Штрауса и либретиста Хофманнсталя должна была стать "magnum opus" их совместной деятельности, последней романтический немецкой оперой. Однако их ожидания не оправдались и опера, премьера которой состоялась в Вене 10 октября 1919 года, получила весьма холодный прием. По словам самого Штрауса, "Женщина без Тени" - это комбинация "Ариадны на Наксосе" и "Электры". От "Ариадны" "Женщина" унаследовала потрясающе тонкую, деликатную камерную музыку, от "Электры" мощнейшие раскаты симфонии, и музыкальные линии на грани атональности. Так во втором акте есть удивительная по красоте "соната" виолончелей, настолько нежная, лиричная и "тоскущая", что слезы наворачиваются на глаза, она постепенно переходит в соло тенора и абсолютно неожиданно заканчивается таким грандиозным, совершенно Вагнеровским финалом, что "мурашки по коже". Вообще в "Женщине" чувствуется колоссальное влияние Вагнера, что особенно заметно, если - как это сделала я - прослушать "Кольцо" буквально перед поездкой в Зальцбург. Не только в "Женщине" звучат очень четко выраженные мотивы, но богатство красок и оттенков, развитие музыкальных линий, великолепные переходы, контрасты в передаче различных характеров, все это делает "Женщину" поистине уникальным музыкальным произведением. А уж когда Штраусом дирижирует Тилеманн - это просто match made in heaven. Сегодня, пожалуй, нет лучшего интерпретатора Штрауса, и слушать оперу в его исполнении - это как вкушать трапезу трехзвездочного шефа, у него дома, когда он с удовольствием готовит для друзей!

Сюжет "Женщины", достаточно запутанный и "сказочный" (тут вам и духи, и говорящие птицы, и волшебство, и превращения) можно свести к следующему: роль и предназначение женщины в том, чтобы иметь детей; детородная функция - это как раз и есть тень, которую Императрица пытается купить у женщины, не желающей иметь детей. Я эту оперу слушала впервые, поэтому сравнивать постановку Лоя с какой-либо традиционной постановкой не могу. По рассказам друзей знаю, что немецкая критика посчитала постановку слишком современной и "заумной", мне же она как раз показалась супер интересной и "в точку", без надоевшей "бутафории и пыльных декораций".

Смысл в том, что режиссер не просто перенес действие в Австрию 20го века, а связал с конкретным историческим событием и преподал как некий "театр в театре". В 1955 году дирижер Karl Bohm сумел убедить певцов Венской Оперы бесплатно принять участие в первой записи "Женщины". Запись была сделана зимой, в неотапливаемом Sofiensale, где у Decca была самая современная записывающа студия в Европе. Тогда, в звукостудии встретились будущая оперная звезда Leonie Rysanek (исполнявшая Императрицу) и звезда 40х Elisabeth Hongen (в роли Няни). Прошлое и будущее встретились в настоящем, разодранном на части войной.

Таким образом, постановка представлена как запись оперы в студии в Sofiensale, зимой 1955г. Каждый певец имеет как бы две роли, например роль Императрицы и роль певицы, исполяющей эту роль. И на сцене разворчиваются два сюжета: самой оперы и записи оперы. Оба сюжета напоминают друг друга и в какой то момент совершенно сливаются, как в театре Бертольда Брехта. Таким образом, режиссер имеет возможность показать развитие и взаимодействие реальных людей, их личную драму, а не неких мифических, сказочных персонажей. И еще один важный для понимания постановки момент - это история самого зала Sofiensale, отразившая Австрийскую историю 20 века: здесь проводились первые благотворительные балы для детей- сирот, здесь ставились первые водевили и развивался театр, здесь была основана Австрийская Национал-Социалистическая партия, здесь был центральный пункт сбора евреев, подлежащих депортации (все это находит отражение в постановке "Женщины". После войны и вплоть до 2001 года здесь еще ставились театральные постановки, были дискотеки и тд. Архитектура этого зала и составляет декорации постановки, место, наполненное историей, прошлым, человеческим страданием, место, где Императрица должна осознать, что именно сострадание, и рефлекция над прошлым и будущим делает ее человеком.

Честно признаюсь, первые минут двадцать постановки, я думала, что режиссер просто поленился и представил нам "концертную" версию оперы в ретро костюмах. Однако уже начиная с первой сцены в доме Барака в первом акте, понимаешь, насколько это умная постановка, вся построенная на деталях и оттенках. Все, что вы слышите в музыке и в либретто - есть на сцене. Более того, все, что происходит намного лучше помогает понять "историю", понять о чем собственно опера, чем если бы постановка четко следовала синопсизу. Приведу два примера. В первом акте есть сцена, после того как жена Красильщика соглашается продать свою тень (способность иметь детей) в обмен на материальные блага, красивую жизнь, любовников и тд. И вот жена Красильщика готовит ужин, и из сковородки ей доносятся голоса ее народившихся детей, ей становится плохо и тд... В постановке Лоя, происходящей в Sofiensale, разумеется нет не дома, ни кухни, ни сковородки. Вместо этого есть Жена, поющая в этот момент у микрофона,в записывающей комнате ( в этой постановке есть, кстати, масса "беззвучных" актеров: на втором этаже в студии есть режиссер записи, периодически спускающийся вниз и "разговаривающий" с певцами, есть горничные, приносящие, воду, есть разные сотрудники студии и тд. На сцене постоянно происходит что то, связанное с записью), есть Императриса, которая стоит у одной из колон зала и в амплуа актрисы разумеется ждет своего номера, а в амплуа Императрисы присутствует при принятии Женой решения. В студию вводят и проводят от одной стороны сцены до выхода на другой, мимо Императриссы, группу детей, одетых в униформу (вспомнили, что в этом зале были балы для сирот), которые, проходя, оглядываются на Жену (теперь она не может их иметь), и один из них задерживается и берет за руку Императриссу (теперь они будут ее), они уходят и хор звучит уже из-за сцены. Есть совершенно гениальная сцена во втором акте, когда Императриса начинает раскаиваться, что путем колдовства отбирает у ни в чем не повинного Барака его будующих нерожденных детей, и во время этой арии, все актеры вокруг Императрисы (режиссер записи, горничные и тд) заменены на детей, одетых точно так же, как взрослые. Не буду перечислять все остальное, там каждые момент - находка! Для меня абсолютно все в этой поставновке было оправдано, к месту и интересно. Буду ждать, когда выйдет двд, обязательно приобрету в коллекцию.

В вокальном плане, в "Женщине" для меня были сплошные открытия, ибо большинство немецких, вагнеровских певцов этой постановки я в Америке никогда до этого не слышала. Двух стоит упомянуть отдельно: сопрано Evelyn Herlitzius в партии Жены и баритон Wofgang Koch в партии Барака. У фрау Херлитзиус просто невероятное по мощности, глубине, и артистизму драматическое сопрано (недаром в ее послужном списке и Зиглинда, и Брунхильда, и Кундри, и Изольда), три с половиной часа и ее голос продолжал звучать как будто она только что на сцену вышла, а на секундочку большой зал - на три тысячи человек. Голос совершенно захватывающий, без преувеличения. Эх, ну почему не она поет Брунхильду в Мете! Драматический баритон Кох - еще один замечательный вагнеровский певец, сделавший себе имя в театрах в Германии, голос с широким диапазоном, передающий все краски от глубокой драмы то тонкого лиризма. Anne Schwanewilms в роли Императрисы, одна из ведущих интерпретаторов Штрауса и Вагнера в Европе, известна также lied репертуаром, возможно ее голос уже не добирает в верхах, но голос все равно очень красивый и эмоциональный. Меццо сопрано Michaela Schuster в партии Няни, просто stellar performance c артистической точки зрения, и голос у нее сильный, уверенный, глубокий. Американский тенор Stephan Gould ( кстати, из Вирджинии), еще один замечательный вагнеровский певец, уже на однократно сотрудниающий с Тилеманном, в том числе и в Байроте. В новом сезоне он кстати будет исполнять партию Зигрифрида в "Кольце", которое Тилеманн делает в Вене. Я прямо раздумываю, не смотаться ли.

Posted via LiveJournal.app.

Австрия, via ljapp, опера, вся в разъездах, Зальцбургский фестиваль

Previous post Next post
Up